Искусство

История искусства

Джон Констебл



С любовью к родине

Джон Констебл всю жизнь боролся - сначала за право быть художником, потом за право жениться на любимой женщине, и, наконец, за право писать не так, как повелевали каноны живописи.

Джон Констебл родился 11 июня 1776 года в Ист-Бергхолте на юго-востоке Англии. Он был четвертым из шестерых детей Голдинга Констебла, владельца нескольких мукомолен.

Будущему художнику посчастливилось получить неплохое по тем временам образование для выходца из неаристократической семьи. Но впоследствии Констебл сам признавался, что постигал мир не столько через школьные уроки, сколько посредством наблюдения за родной природой. О своей "малой родине" он говорил: "Я люблю здесь каждый забор, каждый пень, каждую тропинку".

Голдинг Констебл предполагал, что Джон пойдет по его стопам и будет продолжателем его дела. Приблизительно с 1793 года юноша начал работать у своего отца и вникать в тонкости торговли мукой, хотя в это время ему уже гораздо больше хотелось вникать в тонкости художественного ремесла.

Решение Джона стать живописцем повергло почтенных родителей в ужас. Они считали "художества" ненадежным занятием, не способным обеспечить сыну сытую жизнь. Но сын стоял насмерть. В 1796 году он начал брать уроки у лондонского художника Джона Томаса Смита. Этот странный человек, которого многие считали неотесанным и грубым мужланом, оказался хорошим педагогом и сумел за три года подготовить Констебла к поступлению в Королевскую Академию изящных искусств, куда юного провинциала приняли в 1799 году. Только после этого Голдинг Констебл окончательно смирился с выбором сына и даже назначил ему небольшое содержание.

Джон оказался прилежным учеником. Он исправно посещал все занятия, внимательно изучал анатомию, старательно писал копии с работ старых мастеров. Уже в Академии он заметно интересовался пейзажем, что, в общем, логично - ведь художник вырос в сельской глуши и любил эту глушь более всего на свете. Но с финансовой точки зрения такие предпочтения были весьма неразумны. Пейзажная живопись в те времена считалась низшим жанром живописи. Художники-пейзажисты были кем-то вроде коммивояжеров, колесящих по стране в надежде найти богатого аристократа, который пожелает, чтобы ему изобразили маслом его поместье - "и, пожалуйста, во всех подробностях". Самый ранний из известных нам пейзажей Констебла был написан именно по такому заказу. В 1801 году Джон Рид - сосед Констеблов - нанял Джона, чтобы он написал картину с видом Олд-холла, помещичьего дома, принадлежавшего Ридам.

В поисках натуры, которая могла бы стать материалом для его будущих картин, Констебл совершил несколько поездок по стране. В 1801 году он посетил горные районы графства Дербишир, два года спустя провел несколько месяцев на морском побережье Кента, а в 1806 году, наконец, увидел английские озера. Все эти поездки оказались возможными благодаря финансовой поддержке со стороны дяди художника. Из каждой поездки Констебл привозил множество набросков акварелью и маслом, над которыми потом работал в своей мастерской.

До самого окончания Академии (в 1811 году) Констебл не был удовлетворен своей техникой. Усугубляло его неуверенность в себе и то, что за эти несколько лет он не смог продать ни одного пейзажа. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, художник начал писать портреты по две гинеи за штуку (если на портрете присутствовали и руки модели, то его цена повышалась до трех гиней).

Среди творческих мучений и материальных неурядиц к Констеблу пришла любовь. В 1809 году он встретил свою старую знакомицу (он знал ее еще ребенком), Марию Бикнелл, внучку пастора из Ист-Бергхолта. Она была моложе художника на 12 лет.

Разумеется, влюбившись друг в друга, Джон и Мария сразу же решили пожениться. Но не тут-то было. Семья Марии не дала разрешения на этот брак, сочтя, что Джон слишком беден. Родители самого Констебла смотрели на перспективу его брака с Марией более благосклонно, хотя и не могли не согласиться с родителями невесты. Голдинг Констебл заявил сыну: "Забудь о женитьбе и сосредоточься на своей работе. Научись сначала обеспечивать хотя бы самого себя".

Обвенчаться со своей возлюбленной Констебл смог только в 1816 году, когда умерли его родители и он получил скромное, но все-таки наследство. На свадебную церемонию не приехал ни один из родственников новобрачных.

С этого момента в жизни Констебла началась светлая полоса. Он был счастлив со своей избранницей, его портреты пользовались все большим спросом (теперь он продавал их по 15 гиней за штуку). Наконец, в 1818 году Констебла назначили директором Благотворительного общества поддержки начинающих художников. В 1819 году он показал на выставке Королевской Академии свою первую "шестифутовую" (шириною около двух метров) работу под названием "Белая лошадь". Картина получила очень лестные отзывы уважаемых критиков.

На протяжении нескольких последующих лет Констебл написал целую серию "шестифутовых" полотен, которые считаются высшим его достижением. Наиболее известной из них является "Телега для сена", она была предъявлена публике на выставке Королевской Академии в 1821 году.

Работу встретили восторженно - причем не только английские живописцы и критики, но и их французские коллеги. Вскоре после этого "Телегу для сена" приобрел парижский перекупщик Джон Эрроусмит за огромную по тем временам сумму в 250 фунтов стерлингов. Позже, в 1824 году, Эрроусмит выставил ее в парижском Салоне, где она произвели настоящую сенсацию. Один из зрителей сказал: "Вы только посмотрите на этого англичанина - здесь видна каждая росинка на земле". Делакруа, заявивший о себе в этом же Салоне своей "Резней на Хиосе", был настолько поражен манерой Констебла, что внес под ее впечатлением некоторые исправления в одно из своих собственных полотен. После такого успеха многие уговаривали Констебла переехать в Париж, но он наотрез отказался: "Во-первых, - сказал художник, - я ни слова не могу сказать по-французски, но, самое главное, я люблю Англию и предпочту бедность у себя на родине богатству на чужбине".

Это было бы прекрасное время для Констебла, если бы не одно обстоятельство. В 1824 году у его горячо любимой жены появились первые признаки чахотки. Констебл отложил все дела и повез Марию в Брайтон - курортное место для легочных больных. Там супруги провели несколько недель. Но здоровье Марии, подорванное, кроме всего прочего, частыми родами (за 12 лет брака у нее родилось семеро детей) продолжало ухудшаться, и в ноябре 1828 года она скончалась.

После смерти жены Констебл был в отчаянии и только титаническим усилием воли заставил себя продолжать работу. В 1829 году его, наконец, избрали действительным членом Королевской Академии изящных искусств. Мастер с головой погрузился в преподавание в классе рисования и организацию ежегодных выставок Академии. Тогда же он принялся за публикацию репродукций своих картин, составивших альбом под названием "Английский пейзаж".

Писать Констебл продолжал до конца своей жизни. В 1836 году он прочитал в Королевском Обществе цикл лекций, посвященных пейзажной живописи. В них художник сформулировал те принципы, которыми руководствовался в собственном творчестве. Умер Констебл внезапно, 31 марта 1837 года. Врачи не смогли определить причину его смерти и заключили, что он скончался от несварения желудка, хотя на самом деле, по-видимому, это был сердечный приступ. На третий день после смерти его тело погребли на лондонском кладбище в Хэмпстеде, рядом с могилой его любимой Марии.
К списку работ Продолжение