Искусство

История искусства

Корреджо (Антонио Аллегри)



Между Возрождением и маньеризмом

Если в юношеских работах Корреджо очевидно влияние Андреа Мантеньи, то в годы зрелости художник создал свой собственный стиль, в котором органично сочетаются верность идеалам Возрождения и внимание к реалистическим деталям.

    Как уже было сказано, творчество Антонио Аллегри, прозванного Корреджо, иллюстрирует переходный этап в развитии итальянского искусства. Начавший свой путь как верный ученик мастеров Возрождения, в конце жизни художник пришел к "почти маньеризму". Если бы смерть не унесла его так рано, то, возможно, в его лице мы имели бы действительного основателя маньеристской школы.

    Большое влияние на становление стиля Корреджо оказал Андреа Мантенья, тяготевший к искусству античности. Но, что примечательно, уже в ранних своих работах Корреджо не следует слепо творческому методу своего учителя, а переосмысляет его, сочетая мантеньевский классицизм с вниманием к натуралистическим подробностям.

    Начало второго этапа в творчестве Корреджо исследователи связывают с работой "Мадонна со святым Франциском", созданной художником в 1514-15 годах. Хотя и она не свободна от влияния Мантеньи (поза Мадонны в работе героя нашего выпуска почти повторяет позу мантеньевской "Мадонны на троне"), здесь можно отметить более свободное, сравнительно с живописью XV века, расположение фигур вокруг трона, а также большую непосредственность композиционных связей.

    В это период Корреджо усваивает находки Леонардо да Винчи и Рафаэля. Их влияние очевидно в "Мадонне с Младенцем и маленьким Иоанном Креститителем" (1516), а также в нескольких других работах. Замыкает этот этап "Женский портрет", написанный около 1518 года, то есть незадолго до поездки Корреджо в Рим.

    В 1519 году живописец приступил к работе над фресками бенедиктинского монастыря Сан-Паоло. Стилистический разрыв между этими росписями, выполненными по заказу Джованны ди Пьяченца, настоятельницы монастыря, и более ранними работами огромен. Здесь, в монастырских фресках, впервые проявляется со всей очевидностью зрелый метод мастера, состоящий в смешении классических элементов с реалистическими деталями, монументальности - с тягой к динамичному построению композиции.

    Впрочем, освободившись от прямого влияния Мантеньи, наш герой не забыл его уроков. Он помнит о них, работая над "беседочным" сводом трапезной монастыря Сан-Паоло, не забывает о них и позднее. В 1520 году Корреджо приступает к росписи купола церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Работая над этими фресками, он во многом ориентируется на мантеньевские фрески Камеры дельи Спози, в особенности на те, что украшают свод Камеры. Кроме того, несомненна связь между данной работой Корреджо и росписями, выполненными Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане. Особенно заметны плоды учебы у Микеланджело в атлетических фигурах апостолов. "Видение Иоанна Богослова на Патмосе", украшающее купол церкви Сан-Джованни Эванджелиста, Корреджо строит на контрасте пространств: темный, низкий купол раскрывается в безграничную, ослепительную высь. Расположенные по кругу фигуры апостолов также контрастируют - своей телесностью - с головками херувимов, которые кажутся сотканными из золотого света. Посредине купола парит Христос. Благодаря своей двойственной (богочеловече-ской) природе и центральному положению в композиции фрески Он выступает связующим звеном между миром земным и миром небесным. Структуру купола образуют облака.

    Одновременно с работой над масштабными росписями, Корреджо продолжает создавать картины небольшого формата. С большой проникновенностью он раскрывает образ Девы Марии (особенно хороша своей камерностью "Мадонна, кормящая Младенца грудью", выполненная в 1524-26 годах). Кроме подобных, "домашних", полотен, он пишет и картины, исполненные глубокого драматизма, - такие, как "Положение во гроб". Есть в наследии Корреджо и сцены мученичества первых христиан. При некоторой театральности, "постановочности" этих сцен, в них присутствует подлинный трагизм, которого художник достигает, главным образом, умелым использованием эффектов "холодного освещения".

    Как мастер монументальной живописи Корреджо более всего известен благодаря "Вознесению Богоматери" (1526-30). Эта фреска, украшающая огромный купол Пармского собора, отличается, несмотря на перегруженность деталями, смелостью замысла и выразительностью. Здесь, как и в "Видении Иоанна Богослова на Патмосе", Корреджо практически отказывается от архитектурных элементов при создании структуры купола и отводит роль "несущей конструкции" облакам. Вздымаясь по спирали к горним вершинам, они передают ощущение стремительного восходящего движения. Сложные ракурсы, в которых написаны фигуры, парящие в небе (их можно насчитать в "Вознесении", как минимум, около сотни), усиливают это ощущение. Однако "многофигурность" таит в себе множество опасностей. Суеты и столпотворения Корреджо удается избежать лишь благодаря тщательно продуманной и выверенной композиции. Расползаться ей не дает все та же спиральная "облачная" структура, устремленная ввысь. Ей противостоит лишь одна фигура - фигура Христа, спускающегося к Своей Матери.

    В этот же период Корреджо создает несколько больших алтарных образов. Среди них непременно нужно отметить "Мадонну со святым Иеронимом" (1527-28), известную также под названием "День", и "Рождество" (1529-30), часто именуемое "Ночью". Последняя работа - одна из первых ночных сцен в итальянской живописи. В обоих полотнах большое значение имеет освещение. В первом случае фигуры персонажей освещены лучами мягкого утреннего солнца, что сообщает картине естественность, почти домашность. В "Ночи", напротив, свет исходит от Божественного Младенца, лежащего в яслях, и этот ослепительный свет настолько силен, что заставляет женщину, стоящую справа от яслей, закрыть глаза рукой. Он придает работе мистическое звучание, заставляет зрителя ощутить себя свидетелем Чуда.

    Описанные выше картины позволяют говорить о Корреджо как об одном из выдающихся мастеров религиозной живописи. Однако художник обращался в своем творчестве не только к религиозным, но и к светским сюжетам. В 1520-е годы Федериго II Гонзага заказал ему две мифологические работы - "Школа Амура" и "Венера и Амур, за которыми подглядывает сатир". Позже, в 1531- 32 годах, герой нашего выпуска создает для Федериго Гонзага еще один цикл, "Любовь богов" (в него входят полотна "Даная", "Леда", "Юпитер и Ио" и "Ганимед"). Все мифологические картины Корреджо отмечены знанием анатомии и глубоким пониманием значения пейзажа. Так, в работе "Венера и Амур, за которыми подглядывает сатир" темный фоновый пейзаж, контрастирующий с золотистыми тонами тела Венеры, способствует созданию чувственной атмосферы. Услугами Корреджо воспользовалась и мать Федериго Гоназага, Изабелла д'Эсте. Для нее мастер написал две аллегорические работы. Обе они отличаются сложной, до сих пор до конца не разгаданной символикой.
Назад К списку работ