Искусство

История искусства

Корреджо (Антонио Аллегри)



Корреджо (Антонио Аллегри): Видение Иоанна Богослова на Патмосе


Видение Иоанна Богослова на Патмосе (1520-21). Церковь Сан-Джованни Эванджелиста, Парма


В этой грандиозной фреске воплотились две стилистические особенности творчества Корреджо. С одной стороны, она исполнена в монументальном стиле, характерном для Высокого Возрождения. С другой - в ней уже сквозят маньеристские черты, проявившиеся в утонченно-реалистическом изображении фигур и стремлении динамизировать композицию. Сцену следует интерпретировать как видение, бывшее Иоанну Богослову на острове Патмос, где он находился в изгнании. Это видение он описал в Апокалипсисе. По бокам купольной композиции изображены четыре евангелиста: Лука, Матфей, Марк и Иоанн. Рядом с каждым из них - один из отцов Церкви (святой Иероним в кардинальской мантии, святой Амвросий с хлыстом в руке, святой Григорий в папской тиаре и святой Августин). Над барабаном, украшенным растительными мотивами и повторяющимися символами евангелистов, зритель может видеть фигуры апостолов. Среди них присутствует и Иоанн Богослов. Но, в отличие от прочих апостолов, он изображен не восседающим на облаках, а как бы выглядывающим из-за карниза. Так художник подчеркивает, что Иоанн является здесь наблюдателем, а не участником. Удивительного эффекта расширения пространства удалось Корреджо добиться в центральной части купола - благодаря золотому свечению, окружающему фигуру Христа. Издалека этот золотой фон кажется почти однотонным. Но, присмотревшись, можно различить, что он состоит из золотых головок херувимов.
Назад К списку работ Биография Продолжение