Искусство

История искусства

Жан Дезире Гюстав Курбе



Шокирующий реализм

Курбе утверждал, что его всегдашней целью было, - цитируем, - "запечатлевать различные стороны современной жизни такими, какими они представляются моему взору. Я стремлюсь к тому, - говорил он, - чтобы, оставаясь художником и гражданином, создавать жизненные картины".

Многим сегодня характеристика Курбе как бунтаря и революционного новатора кажется преувеличенной. Его картины в том, что касается манеры, - по сравнению с творчеством тех же импрессионистов - кажутся вполне старомодными. С другой стороны, если говорить о революционном пафосе, то его, пожалуй, гораздо мощнее выразили Делакруа или Давид. И вместе с тем Курбе решительно повлиял на эстетику современной ему живописи, существенно расширив его рамки. Именно он проторил дорогу модернизму.

В 1840-х годах, когда Курбе отчаянно боролся за право писать так, как он того хотел, во французской живописи царствовал Салон. Участие в Салоне становилось важнейшим шагом в карьере любого начинающего художника. И рецепт успеха тут был хорошо известен. Больше всего ценилась историческая живопись. Это была очень широкая категория, включавшая в себя выдержанные в академическом стиле картины, написанные по мотивам классической мифологии и на библейские сюжеты.

Представленные в Салон картины всегда отличались своими внушительными размерами; на них изображались идеализированные фигуры, а композиция обязательно должна была доносить до зрителя четко обозначенную мораль. Менее значимыми и, следовательно, располагавшими меньшими шансами прославить автора считались портреты, пейзажи и жанровая живопись. Художники, работавшие в этих жанрах, в Салоне воспринимались кем-то вроде бедных родственников.

Курбе отлично знал эти правила. На первых порах он старался им соответствовать. Его картина 1844 года "Лот и его дочери" была типичным образцом исторического произведения, созданного в пышной манере. Потерпев с нею неудачу в Салоне, Курбе сосредоточился на картинах "второго сорта".

Заметная перемена произошла в конце 1840-х годов, когда он увлекся жанровыми сценами. Такие картины, как "Похороны в Орнане", "Крестьяне из Флажи" и "Послеобеденный отдых в Орнане", пугали современных критиков, прежде всего, своим "гигантизмом". Критики недоумевали: почему фигуры крестьян не уступают в размере (а значит, имеют ту же значимость) привычным изображениям классических богов, полководцев или библейских персонажей? Вызывала вопросы и сама сельская тематика. Политическая нестабильность, сменившаяся революцией 1848 года, мало кому нравилась. Многие всерьез опасались повторения кровавых событий Великой революции 1789 года, в которой крестьяне сыграли свою роль. Поэтому в фигурах крестьян, написанных под стать богам, видели политический подтекст. В замешательство приводили критиков и другие особенности стиля Курбе.

В конце концов, они начали упрекать художника в приверженности к изображению уродливого и низкого. Картины Курбе стали настоящим кладом для карикатуристов. Церковные сторожа с полотна "Похороны в Орнане" были осмеяны за пьянство, "Купальщицы" - за пышность и грубость форм, а "Крестьяне из Флажи" - за их статичность.

Но смех часто есть следствие элементарного непонимания. Когда человек не понимает, зачем создано то или иное художественное произведение, то он или пытается понять это, или раздражается, или смеется. Последнее - самый простой путь. С исторической живописью все было ясно. Историческая живопись считалась вершиной искусства за то, что обращалась к возвышенным темам и "научала" зрителя. Героические поступки, трагические события, сложные аллегории, высокие помыслы - все работало на это. В произведениях Курбе ничего этого не было и в помине. Чтобы не признать их сущей бессмыслицей, оставалось искать политический подтекст.

А все потому, что Курбе открывал в живописи новое, неслыханное - реализм. Это движение, получившее свое название благодаря Жюлю Шамфлери, побудило художников отойти от морали-заторской живописи, исторических или аллегорических сцен и сосредоточиться на окружающем их реальном мире.

"Живопись должна быть конкретным искусством, - провозглашал Курбе, - тесно связанным с реальностью". Эту мысль художник реализует в своих главных работах. Он пишет мир, который хорошо ему знаком: окрестности родного Орна-на и его обитателей - свиноводов, дробильщиков камня и местных чиновников. Он изображает их честно и непредвзято, не скрывая их недостатков, не закрывая глаза на их пороки.

Реализм сыграл важную роль в становлении современной французской живописи. Он научил ее интересоваться современностью. Как писал Курбе, "художник не способен в точности воспроизвести события прошлого или будущего веков... Каждая эпоха рождает своих художников, призванных сохранить ее для будущих поколений". Позже эта мысль была подхвачена и развита импрессионистами, они довели ее до логического завершения. По их мнению, художник должен стремиться к тому, чтобы запечатлеть то мгновенное и ускользающее от воплощения, что видит перед своими глазами.

Курбе не только расчищал путь к стилистическим открытиям импрессионистов, но и формулировал принципы, ставшие аксиомами для новейшей живописи. Один из них, главнейший, формулировался примерно так - художник должен обрести свободу, освободиться от шор, навязанных ему обществом. Художники романтической эры, несмотря на весь свой бунтарский дух, продолжали двигаться к успеху по знакомому пути - через Салон и получение государственных заказов. После 1855 года Курбе осудил этот путь. Устроив персональную выставку своих работ в противовес официальной экспозиции, представленной на Всемирной выставке в Париже, он не добился материального успеха, но показал пример того, как должен жить истинный художник. Этот пример вдохновил лучших. Те же импрессионисты, отвергнутые Салоном, решили организовывать свои независимые выставки.

Курбе был оригинален во всем. Особенно это касается попыток в корне реформировать систему художественного образования. В 1862 году он открыл свою экспериментальную студию, в которой не было мастера-педагога. В качестве же натурщика художник представил изумленным ученикам живого быка. И это было не эпатажем, а продуманной системой. Педагогические заповеди Курбе не потеряют своей актуальности никогда. Вот они: "Не делай то, что делаю я. Не делай то, что делают другие. Делай то, что видишь, что чувствуешь, что хочешь".
Назад К списку картин