Искусство

История искусства

Антонис ван Дейк



Портретист

Талант ван Дейка и его уверенность в себе позволили ему стать не только одним из самых знаменитых живописцев своего времени, но и очень богатым человеком. Художник жил в такой же роскоши, как и те аристократы и короли, портреты которых он писал.

Антонис ван Дейк родился в Антверпене 22 марта 1599 года. Он был седьмым из двенадцати детей в семье Франса ван Дейка и его второй жены Марии Кайперс. Франс был преуспевающим купцом, торговал тканями и дружил со многими местными художниками. В декабре 1599 года семья переехала в более просторный дом, а в марте 1607 года приобрела прилегающий к нему земельный участок. После реконструкции в доме появилась даже ванная - невиданная по тем временам роскошь. К сожалению, матери Антониса не пришлось радоваться новшеству - она вскоре умерла.

Франс в молодости увлекался живописью, но впоследствии оставил это занятие, чтобы заняться торговлей. С раннего детства Антонис проявлял унаследованную от родителей тягу к искусству. В 1609 году, когда мальчику исполнилось 10 лет, его отдали в ученики к известному в Антверпене художнику Хендрику ван Балену.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика. В углу полотна юный художник вывел возраст изображенного мужчины и свой собственный, явно гордясь работой. Тогда же он написал первый автопортрет. В феврале 1618 года, за месяц до 19-летия, ван Дейка зарегистрировали в Гильдии живописцев Антверпена. Возможно, что еще до вступления туда у ван Дейка уже была своя мастерская. Это означает, что талантливый и безгранично уверенный в себе юноша игнорировал закон, запрещающий художникам, не принятым в гильдию, продавать картины.

Приблизительно в то же время Антонис начал работать у Питера Пауля Рубенса, который в 1608 году, вернувшись из путешествия по Италии, обосновался в Андата знакомства знаменитого художника и рвущегося к славе ван Дейка неизвестна. О появлении этого юного, но очень талантливого живописца Рубенс узнал за несколько лет до их совместной работы, о чем свидетельствует сохранившийся портрет ван Дейка кисти Рубенса, написанный не позднее 1615 года. К 1620 году Антонис прочно утвердился как первый помощник мастера. 29 марта того же года Рубенс подписал контракт на один из самых крупных своих заказов - 39 потолочных фресок для иезуитской церкви в Антверпене. В документе оговаривалось, что мастер будет делать подготовительные рисунки, а расписывать их будут "ван Дейк и несколько других учеников" (ни один из "других учеников" не назван по имени).

Работая в мастерской крупного художника, ван Дейк не только трудился над заказами учителя но и находил время для собственных полотен, которые довольно скоро принесли ему признание. Современники отмечали, что картины ван Дейка ни в чем не уступали картинам Рубенса. Один из крупнейших английских коллекционеров, Томас Хауэрд, граф Эрендел, очень хотел заполучить молодого художника - и это ему удалось: ван Дейк приехал в Англию. То была первая его поездка за границу, продолжавшаяся с октября 1620 по март 1621 года. За эти месяцы Антонис успел написать несколько работ и для Эрендела, и для известного политика и коллекционера Джорджа Вильерса, герцога Бекингема, а также для самого английского короля Якова I. В расходных книгах королевского двора записано, что король уплатил ван Дейку 100 фунтов стерлингов "за особую услугу" (к сожалению, не упоминается, какую картину ван Дейка приобрел монарх).

Вернувшись из Англии, художник в октябре 1621 года, следуя примеру молодого Рубенса, отправился в путешествие по Италии. Перед отъездом он успел закончить портрет жены Рубенса Изабеллы Брант и подарил его на прощание учителю. Интересно, что мастер и ученик - два лучших фламандских художника того времени - не только не враждовали, но на всю жизнь сохранили дружескую привязанность друг к другу. Ван Дейк стремился перенять у Рубенса и его секреты мастерства, и образ жизни. Один из биографов ван Дейка писал: "Своими манерами он напоминал знатного лорда, так вести себя он, вне всякого сомнения, научился в аристократической мастерской Рубенса".

Несмотря на то, что ван Дейк был человеком интеллигентным, образованным, очень приятным в общении, ему не хватало рубенсовской открытости и простоты. Рубенс находил общий язык буквально со всеми, присущие же ван Дейку жеманство и манера держаться зачастую мешали ему. Он одевался в дорогие тонкие платья, носил шляпы с перьями, золотые тяжелые цепи на груди и нигде не появлялся без свиты слуг. Ван Дейк, несомненно, гордился собой. Все эти точно подмеченные биографами детали видны и на автопортретах, где художник стремился показать себя преуспевающим джентльменом.

В Италии ван Дейк провел 6 лет. Большую часть времени он жил в Генуе (здесь когда-то с успехом трудился Рубенс). Но побывал и в Мантуе, и в Милане, и в Палермо, в Риме, Турине, в Венеции. Сохранившийся альбом с его набросками показывает, что всюду художник изучал работы старых мастеров и в первую очередь Тициана.

Отправляясь в путешествие, сам ван Дейк считал себя мастером многофигурной композиции и последователем традиций эпохи Возрождения, однако к моменту возвращения на родину художник окончательно определился: он - портретист. Если Рубенс не соглашался писать портреты генуэзских аристократов, то ван Дейк брался за подобные заказы с большой охотой и выполнял их блестяще.

Осенью 1627 года Антонис получил весть о том, что его сестра Корнелия тяжело больна, и возвратился в Антверпен. Однако увидеть ее живой не успел. Смерть сестры, похоже, впервые заставила ван Дейка задуматься над тем, что и сам он смертен. Как и все члены его семьи, ван Дейк был католиком, один из его братьев стал священником, а одна из сестер - монахиней. В 1628 году художник составил завещание, вступил в мирское религиозное братство и в течение нескольких последующих лет писал картины на религиозные сюжеты.

Пока Рубенс находился с дипломатической миссией в Испании и Англии, ван Дейк оставался ведущим художником Фландрии. Но после возвращения учителя он вновь оказался в его тени. Зиму 1631-32 годов он провел в Гааге, работая при дворе принца Фредерика Оранского. В марте 1632 года переехал в Лондон, где получил почетную должность придворного художника короля Карла I, сына Якова I. Карл боготворил людей искусства и настолько был очарован мастерством ван Дейка, что произвел его в рыцари. Это произошло 5 июля 1632 года, так что ван Дейк стал обладателем рыцарского звания на два года раньше, чем Рубенс.

Последующие годы ван Дейк жил в основном в Лондоне. Он писал портреты самого короля, членов его семьи и придворных. После смерти Рубенса в мае 1640 года у него появилась надежда занять место первого художника на родине, поэтому осенью он поспешил в Антверпен. Но к декабрю ван Дейк был уже в Париже, где рассчитывал получить престижный заказ на оформление Большой галереи в Лувре, однако заказ передали Никола Пуссену. Ван Дейк приезжал в Англию в мае и окончательно вернулся сюда в ноябре 1641 года. К этому времени художник был серьезно болен.

Двумя годами ранее, в 1639 году, ван Дейк в Лондоне женился на фрейлине Мери Рутвен. 1 декабря 1641 года она родила дочь, а спустя восемь дней ван Дейк скончался. В завещании он оставил долю наследства и другой своей дочери, незаконнорожденной, которая воспитывалась у его сестер. До брака с Рутвен у художника была многолетняя связь с Маргарет Леман - красивой, но очень вспыльчивой женщиной. Она так ревновала ван Дейка к светским красавицам, портреты которых он писал, что однажды едва не откусила ему большой палец, чтобы лишить его возможности держать в руке кисть.

Ван Дейк умер в возрасте 42 лет. Он был похоронен в Кафедральном соборе святого Павла. Могила его была утеряна после большого пожара, охватившего Лондон в 1666 году.
К списку картин Продолжение