Искусство

История искусства

Сальвадор Дали



Кроме даров моря, население жило на доходы от оливковых плантаций и производства оливкового масла высочайшего качества. Это занятие дополнялось виноделием до тех пор, пока в 1883 году эпидемия филоксеры не уничтожила все виноградники. Об этом несчастье немо свидетельствуют внушительные гряды сухого камня, бороздящие горные склоны, будто ступени, сложенные вымершей расой Циклопов.

При таком скудном, еле позволявшем выживать хозяйстве, жилища местных уроженцев были крайне непритязательны. В них не было водопровода, и женщинам приходилось пару раз на дню ходить к источнику Фонт Велья, откуда они возвращались, с удивительным изяществом неся на голове глазурованный зеленый кувшин. Помимо кувшинов с водой и вязанок дров, оставляемых мужчинами на въезде в поселок, некоторым женщинам приходилось нести и бремя чужих суеверий. Как и в других деревнях Ампурдана, в Кадакесе бытовала глубоко укоренившаяся вера в колдовство. Нескольких недоброжелательных замечаний в адрес чем-либо выделявшихся девушек поселка было достаточно, чтобы наделить их сверхъестественной властью и отнести на их счет любые необычные явления.

Чтоб отогнать от себя напасти и скуку, каждый год 20 января вся деревня устраивала процессию к часовне св. Себастьяна. Церковь, как бы приклеенная к горе Пени и обращенная фасадом к восходящему солнцу, становилась сценой многолюдного празднества. Шли туда целыми семьями, неся корзины с едой и вино в традиционных стеклянных сосудах "порронес" Подъем между оливковых рощ был нелегок, но спасало приподнятое настроение: оркестр играл пасодобли, шествуя вслед за священником, который нес барочную скульптуру святого.

После того, как процессия добиралась до часовни, наступал черед танцев и песен. Обязательно приходила и очередь "патакадес" остроумных язвительных сочинений про местных представителей власти и других популярных персонажей того времени. Между тем в тени сосен готовился обед: аромат розмарина смешивался с запахом жареного мяса, а на блюдах громоздились горы морских ежей. Эта рыбацкая еда, обычная в холодные месяцы года, и сейчас остается излюбленным лакомством жителей Кадакеса.

Теплая дружеская атмосфера, непременно сопровождавшая подобные праздничные события, должна была играть ключевую роль, мгновенно обращая небольшую группу людей в союз творцов. Одному из первых испытать это довелось изобретателю Нарсису Монтурьолю. В 1856 году, скрываясь от политических преследований, он нашел радушный прием в Кадакесе. Монтурьоль, покровительствовавший пластическому искусству, стал зарабатывать на жизнь портретированием на заказ.

Настоящая художественная революция в селении произошла в начале XX века, после того как многочисленное семейство Пичот купило землю на полуострове Эс-Сортель рядом с пляжем Са-Конка. Под началом энергичной Антонии Жиронес, матери семерых талантливых непосед, был построен замечательный дом, который немедленно превратился в святилище искусства. В роду Пичотов были художники - сумасбродный Рамон, друг Пикассо; садовники - Пепито; музыканты - Льюис и Рикард; оперные певицы - Мария Тай, и поэты - Эдуарде Маркина. Благодаря их открытому характеру многие представители интеллигенции и искусства смогли насладиться прелестями Кадакеса. Со временем слава об этом месте разнеслась по городам и весям, дойдя даже до таких всемирно известных людей, как Марсель Дюшан, Ман Рэй, Мерс Каннингем.

Помимо решающего значения в процессе космополитизации Кадакеса, семья Пичот также сыграла ключевую роль в художественном становлении Дали, о чем свидетельствует один немаловажный факт: в этом семействе существовал обычай устраивать концерты под луной, взгромоздив рояль на швартовавшийся у скал Эс-Сортеля баркас и нарядившись в вечерние туалеты. В начале своего зрелого периода Дали воссоздаст отдельные детали этих вечеров на своем полотне "Испарившийся череп содомизирует рояль" (1934). Если вспомнить об этом, когда разглядываешь картину, можно усмотреть в ней скрытую, но вполне заслуженную похвалу этому предприимчивому роду. Нотарниус и супруги Дали

Очарование Ампурданета

Следуя по дороге С-252 из Фигераса на Ла-Бисбаль, мы незаметно для себя переберемся из Верхнего Ампурдана в Нижний После Виладамата, у самого подножия серого склона Монтгри, начинаются прекрасные владения Ампурданета: мягкие формы этой равнины простираются вдоль моря, упираясь на юго-западе в зеленую, поросшую лесом гряду Гаваррес. В сравнении с соседним районом у здешнего пейзажа более спокойные, гармоничные, изысканные тона. Может, добавочный налет нежности присущ ему также и за счет небольших размеров. Его масштаб, уютный и обозримый, превращает его в классический рай.

Однако, как и все прочие сады Эдема, Нижний Ампурдан оказался не в силах устоять перед запретным плодом. Признаки человеческой ненасытности явно видны в нагромождении бетонных ульев и муравейников у самой линии соленого прибоя по всей береговой черте. Напор урбанизма и ошеломительная перенаселенность, к счастью, уравновешиваются горсткой деревень, затерянных в глубине района, прелестных старинных поселков из столетних камней медового оттенка. Их улицы, земли и посевы пульсируют здоровой крестьянской силой, доставшейся им в наследство.

На карте столицей Ампурданета является Ла-Бисбаль, но в действительности город далек от того, чтобы сосредотачивать в себе развлечения, экономику и общественные интересы района. По притягательности Ла-Бисбаль не идет в сравнение с такими самобытными и бурлящими жизнью городами, как Торроелья-де-Монтгри, Сант-Фелиу-де-Гищолс или Палафружель.

Сюда же относится и Паламос, морской город, в котором и сегодня рыбацкий промысел входит в число непреходящих ценностей. Наряду с Кадакесом, Паламос - сочетание незамысловатого рыбацкого мирка с самыми изощренными формами современного космополитизма. Зная это, можно не удивляться тому, что в 30-35 годах Паламос был одним из любимых мест Галы и Сальвадора Дали. В те годы творческая карьера художника только начинала набирать силу, но со свойственным им чутьем супруги прекрасно знали, где им надо находиться. Во время своих приездов в Паламос супруги Дали наведывались в Мае Жунь, прелестный фермерский дом на пляже Кастель. Тогда им владели Жозеп Мария Серт и грузинская княжна "усси Мдивани. Их дом был источником щедрот и веселья, привечая таких известных людей, как Лукино Висконти, Коко Шанель, Марлен Дитрих. После Гражданской войны 36 года хозяева сменились, но Дали возвращался сюда в начале пятидесятых и даже мог спокойно работать в рыбацкой хижине со странной накренившейся дверью на пляже Кастель.

Наезды в Ампурданет - это всего лишь краткое примечание к насыщенной социальной жизни супругов, контрастирующей с привязанностью к этому месту, в котором они решили уединиться на закате жизни. Оно далеко по духу от всего изысканного, светского и шумного. Оставив побережье, они поселились в глубинке.

Этот важнейший в их биографии стратегический маневр датируется 1969 годом, в котором Дали в тайне от всех начал переговоры о покупке замка в Пуболе. Маленькая деревня в пригороде Ла-Перы оказалась тем оазисом частной жизни, которого Гала так долго и настоятельно требовала от Дали. Благодаря жене художника, замок -бывшая крепость рода Корбера- был отремонтирован и отчасти восстановил свое былое феодальное величие. Загадочная хозяйка своим присутствием наделила Пуболь аристократизмом, духом сюрреальности и постмодерна, навсегда отметившими это место.
Назад К списку картин Продолжение