Искусство

История искусства

Рауль Дюфи



Радость бытия

В работах Рауля Дюфи нет излома и трагизма, столь характерного для творчества многих художников рубежа ХIХ-ХХ веков. Кисть Дюфи была легкой и радостной.

Рауль Эрнест Жозеф Дюфи родился 3 июня 1877 года в Гавре, в небогатой семье. Эго отец, Леон Мариус Дюфи, работал бухгалтером, а мать, Мари Эжени Ида, занималась детьми, которых у нее было девятеро. Несмотря на свою прозаическую профессию, мсье Дюфи не чурался прекрасного. В свободное от основной работы время он исполнял обязанности органиста и хормейстера в одной из гаврских церквей. И всеми силами приобщал к искусству своих детей. Усилия отца не пошли прахом. Один из детей Дюфи, Гастон, стал музыкальным критиком, а Рауль и его младший брат Жан - художниками.

Когда Раулю исполнилось 14 лет, он оставил школу и устроился на работу. Нужно было помогать семье. В течение пяти лет юноша служил клерком в конторе Люти и Хаусера, шведских импортеров кофе. Эта работа не доставляла ему радости. Все свободное время Дюфи проводил у окна конторы, из которого открывался вид на гавань, без устали зарисовывая торговые суда, докеров и матросов.

Отец, увидев рисунки Рауля, отдал его в вечерние классы при местной Школе изящных искусств. Здесь Дюфи изучал основы живописи у Шарля Люилье. Люилье считал, что каждый настоящий художник должен быть умелым рисовальщиком. Спустя десятилетия Дюфи с теплотой и признательностью вспоминал о своем учителе: "Мы смотрели на него с уважением и восхищением, для нас он был великим художником и рисовальщиком".

Рауль Дюфи на фоне одного из своих полотен.


В 1898 году Дюфи призвали в армию. Но менее через год он уже вернулся домой. Помог ему в этом Гастон, его младший брат, выразивший желание записаться в полковой оркестр. По французским законам два брата не могли служить в армии одновременно, и Рауля демобилизовали раньше срока.

Когда Дюфи вернулся из армии, мэрия Гавра назначила ему стипендию, чтобы он закончил учебу. Дюфи, как и полагается молодому художнику, потратил эти деньги на поездку в Париж. В Париже он стал заниматься в мастерской Леона Бонна. Четыре года, проведенные в парижской Школе изящных искусств, в мастерской художника-академиста, Дюфи не считал впоследствии потерянными. Он говорил, что любой, даже самый оригинальный художник должен получить классическое образование.

В отличие от многих своих однокашников, Дюфи никогда не увлекался богемным образом жизни. Но, между тем, его сложно было назвать "отставшим от жизни консерватором". Так, в 1902 году он выставил одну из своих пастелей, исполненную в импрессионистской манере, в галерее авангардной живописи.

Окончив курс в Школе изящных искусств, Дюфи продолжал некоторое время писать в духе импрессионизма. Но в 1905 году художник посетил выставку фовистов. Их работы привели Дюфи в восторг и смятение - столь яркими и смелыми они показались ему. После этого он полностью разочаровался в том, что делал раньше, и принялся искать свою собственную манеру письма. Теперь Дюфи часто уезжает из Парижа на зарисовки, экспериментирует с палитрой фовистов, а в 1908 году даже ненадолго увлекается кубизмом.

Дюфи в бостонской клинике. В 1910 году Дюфи женился на Эжени Бриссон. О жене Дюфи нам почти ничего не известно. Мы знаем лишь, что она была родом из Ниццы, и что Дюфи познакомился с ней, когда она работала в галантерейной лавке в Гавре. Ничего не знаем мы и об их семейной жизни - кроме того, пожалуй, что у них не было детей. Эжени Дюфи пережила своего мужа на девять лет и завещала музею своей родной Ниццы большую коллекцию его поздних работ.

После женитьбы Дюфи оказался в затруднительном положении. Он больше не мог позволить себе "мечтать, как король, и жить, как бродяга". Нужно было со держать жену, а выставлять и покупать экспериментальные работы Дюфи никто не хотел. Художник хватался за любые предложения. Он попробовал себя в качестве книжного иллюстратора, выполнив серию гравюр к "Бестиарию" Аполлинера. В 1911 году Дюфи сделал серию клише для ткани по заказу модельера Поля Пуаре.

И парижские дамы, которым и в голову не пришло бы покупать картины Дюфи, платили огромные деньги за шарфы, раскрашенные по его рисункам.

Проработав год с Пуаре, Дюфи перешел в лионскую компанию по производству шелковых тканей. Здесь ему предложили пост главного художника, нормированный рабочий день и твердую зарплату. У Дюфи появилась возможность обеспечивать семью, имея при этом свободное время для занятий живописью. К сожалению, эта идиллия продолжалась всего два года. А потом началась Первая мировая война.

Дюфи, однако, вовсе не горел желанием записываться в добровольцы. Свой вклад в "общее дело" он ограничил созданием плакатов и журнальных гравюр. После окончания войны Дюфи вернулся к прежней работе, но менее чем через год она надоела ему, и художник навсегда оставил роспись по ткани.

Весной 1920 года Дюфи арендовал небольшой домик на французской Ривьере и впервые за все последние годы с головой погрузился в живопись. Именно в этот период окончательно сложилась его яркая и живая манера.

Оставляя работу художника по тканям, Дюфи готовился к материальным трудностям, но все оказалось не так уж страшно. Уже в 1921 году он получил предложение организовать персональную выставку в престижной парижской галерее. Выставка прошла с большим успехом, несколько картин были приобретены коллекционерами. Теперь у художника появились не только деньги, но и уверенность в том, что он находится на верном пути.

Начинался долгий период неустанной творческой работы, на протяжении которого Дюфи создал сотни картин маслом, акварелью и гуашью, тысячи рисунков, множество гравюр и литографий. Впереди его ожидали многочисленные выгодные заказы. Самым значительным из них стала огромная фреска для Дворца электричества на Всемирной парижской выставке 1937 года.

Дюфи никогда не расставался со своей мастерской на Монмартре, однако большую часть времени проводил теперь на юге Франции. Путешествуя в поисках новых впечатлений, он побывал в Англии, Италии, Бельгии, Испании, Марокко и США.

Многие видные коллекционеры живописи находили теперь его работы "очаровательными и прелестными", а самого художника - приятным во всех отношениях человеком, с которым легко иметь дело. Так продолжалось до 1938 года, когда Дюфи заболел суставным ревматизмом. Болезнь прогрессировала, и к концу 1940-х годов Дюфи превратился в калеку, не способного удержать кисть в скрюченных пальцах. Художник был уверен, что его работе пришел конец, но в начале 1950-х он получил приглашение от американского врача Фредди Хомбургера приехать в его клинику в Бостоне. Здесь Дюфи прошел курс лечения только что открытым препаратом кортизоном, и его пальцы вновь обрели подвижность. В 1951 году Дюфи переехал в Таксон (штат Аризона). Сухой и теплый климат этой местности должен был помочь художнику полностью оправиться от болезни. Но в 1952 году он затосковал вдали от родины и вернулся во Францию, где купил мастерскую неподалеку от Авиньона и приступил к работе. Ревматизм больше не докучал ему, но зимой 1952 года он переболел воспалением легких, и это окончательно подорвало здоровье художника. 23 марта 1953 года у Дюфи произошла закупорка коронарных сосудов, и на следующее утро он скончался.

Рауля Дюфи похоронили на монастырском кладбище. Один из выступавших сказал на похоронах: "Вместе с Раулем Дюфи из нашей жизни ушла радость бытия. Теперь мы не сможем с прежней непосредственностью любить ни это небо, ни эту землю".
К списку картин Продолжение