Искусство

История искусства

Альбрехт Дюрер



С мыслью о призвании художника

Дюрер прославился как несравненный мастер гравюры, но этим его художественные достижения не ограничивались - не менее плодотворно он работал и в других жанрах, будь то масляная живопись или акварель.

Творческое наследие Дюрера огромно. Среди известных сейчас его произведений - около 70 картин, более 400 гравюр на дереве и на меди, масса книжных иллюстраций и несколько экспериментальных работ, в которых художник пытался найти новые способы создания гравюры. К этому следует добавить свыше тысячи рисунков - в том числе и акварелей. Никто до него столь целеустремленно и энергично не работал в технике акварели.

Дюрер, кроме того, известен как выдающийся теоретик. Он написал три законченных трактата. Сотни страниц остались в рукописях. "Писание слов" являлось для него обычным (и любимым) занятием - он сочинил несколько стихотворений (как лирических, так и сатирических), вел дневник, писал письма, делал заметки, составлял семейные хроники. В этом ряду выделяется описание грядущего всемирного потопа, откровение о котором было ему в 1525 году. Собственный письменный архив Дюрер, сознавая свое значение для истории, тщательно сортировал и бережно хранил. За эту заботу о потомках мы должны быть ему благодарны.

Он создал уникальную серию автопортретов. Некоторое самолюбование заметно в них, но не тщеславие было главным двигателем этой работы. Пожалуй, дело тут в новом взгляде на роль и место художника в обществе. Традиционное отношение к художнику как к ремесленнику Дюрер категорически отвергал. Самым важным в живописце для него было творческое начало, а не владение профессиональными навыками. Он считал, что в этом немцам нужно держать равнение на Италию, где мастера кисти к тому времени стали одной из серьезнейших общественных сил. Все автопортреты Дюрера (даже самые ранние) утверждают, что их автор - мыслящий человек с уникальным мироощущением, а не ограниченный цеховик, корпящий в своей грязной мастерской. Италия в этом смысле была для него путеводным светочем. На исходе своего второго путешествия в эту страну Дюрер с горечью писал своему другу Вилллибальду Пиркхеймеру: "О, как трудно возвращаться из света в тень. Здесь я уважаемый человек, дома я ничтожество". Разумеется, в этих словах есть определенная передержка. Именно в Германии Дюрер достиг почти всего, о чем мог мечтать тогдашний художник (тут были и почести, и материальная независимость, и свой круг общения - условно говоря, гуманистический), однако эти его строки лишний раз подчеркивают, что сформулированная проблема все-таки существовала и стояла при этом довольно остро.

Парадоксально, но мастер со столь выраженным творческим самосознанием сформировался в недрах узкоцеховой культуры. И отец, и оба его деда были ремесленниками-ювелирами. Впрочем, нет худа без добра. От них юный художник унаследовал умение видеть детали. Впоследствии традиционные навыки ему пришлось приспосабливать к достижениям новейшего искусства. Становление и развитие творческой манеры Дюрера - это непрерывная череда усилий, направленных на то, чтобы совместить характерную для германской культуры приверженность к точной и тонкой "деталировке" с великолепием итальянской живописи. Ранние работы Дюрера отличаются усложненностью и перегруженностью композиции и преувеличенной экспрессией; со временем этот недостаток оказался преодолен. Художник, ориентировавшийся на классические образцы, добился в своем творчестве прекрасной сдержанности. Вершиной поисков Дюрера стал его последний шедевр, диптих "Четыре апостола" (см. раздел "Знаменитые работы" ), отличающийся необыкновенной глубиной и величественностью форм. Всю жизнь Дюрер упорно постигал законы красоты и гармонии человеческого тела. Он чувствовал, что простого наблюдения за природой и людьми тут мало, и без пристального изучения работ великих ренессансных мастеров ему не обойтись. Опыт, полученный в этих штудиях, он обобщил в трактате "Четыре книг о пропорциях человеческого тела", опубликованном уже после его смерти.

Дюрера привлекала не только человеческая фигура. Разносторонность его интересов проявилась в многообразии сюжетов, которые он выбирал для своих рисунков и гравюр. Высокое любопытство, свойственное всем великим мастерам, никогда не оставляло его. Он мог с упоением работать, изображая зайца или кусок дерна, и находил в этих простых предметах неведомый другим художникам источник вдохновения. Характерная деталь: Дюрер получил тяжелую болезнь, отправившись в 1520 году (уже пожилым человеком) в утомительное путешествие только для того, чтобы своими глазами увидеть выброшенного на берег кита. И каково же было его огорчение, когда он этого кита не обнаружил (его уже успели отпустить обратно в море)!

Дюрер постоянно демонстрировал свою творческую независимость, зачастую заменяя сюжеты, предложенные заказчиком. Примером может служить его гравюра "Рыцарь, Смерть и Дьявол" (1513), прославляющая солдата-христианина, стойко преодолевающего все преграды и невзгоды и сохраняющего спокойствие даже перед лицом самой Смерти.

Еще при жизни Дюрера у него появилась масса подражателей и поклонников. О всеевропейской славе Дюрера говорит тот факт, что Джорджо Вазари упоминает его в своих "Жизнеописаниях", где фигурируют в основном итальянские живописцы. "Гравюры Дюрера поразили весь мир", - отмечает там Вазари.

Долгие годы после смерти Дюрера его значение для истории изобразительного искусства принижали, считая лишь талантливым гравером. Глубокая переоценка его творчества приходится на рубеж ХVIII и XIX веков. Вскоре в Германии его провозгласили - ни много, ни мало - национальным героем и величайшим немецким художником. С 1815 года там ежегодно отмечается День Дюрера. В 1840 году на городской площади Нюрнберга установили первый памятник художнику. Впоследствии число таких памятников значительно выросло. В XX веке во всем мире проводились торжественные мероприятия по поводу 400-летия со дня смерти Дюрера (в 1928 году) и 500-летия со дня его рождения (в 1971 году).

Постигший красоту

Дюрер - единственный мастер эпохи Северного Возрождения, который - по многогранности интересов, по универсальности гения, по стремлению овладеть законами искусства -может быть сопоставлен с титанами итальянского Ренессанса. Сам художник, судя по всему, не заблуждался по поводу своего места и своей роли в истории искусства (да и просто истории). И когда он писал: "Бог нередко дарует одному человеку такой разум и такие способности учиться и создавать прекрасное, что подобного ему не найдешь ни в его время, ни задолго до него..." - он, похоже, писал это, прежде всего, о себе. Вряд ли эту сентенцию нужно отнести к опыту самовосхваления.

Скорее, это трезвое видение. Дюрер безгранично верил в живопись, через которую, как он считал, раскроется в будущем многое. Он вообще был религиозным человеком. И хотя до сих пор идут споры о том, каково его истинное отношение к протестантству, сами труды его подводят черту под этими спорами. Он даже опередил Лютера. Считается, что именно Лютер, переведя Библию на немецкий язык, познакомил наконец-то немцев со Священным Писанием. На самом деле, это раньше Лютера сделал Дюрер, обратившись к еще более общедоступному языку. Этим языком стали гравюры художника, наводнившие тогдашнюю Германию.
Назад К списку картин