Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет мадемуазель Ривьер
Портреты
Портреты Энгра, относящиеся к различным периодам его творческого пути, отражают особенности манеры, художника, характерные для
данной стилистической "эпохи". Более того, они так или иначе являются знаком времени вообще. Общественные настроения, несомненно,
вторгаются в них. В начале XIX века во Франции существенно изменилась роль женщины, которая стала главной создательницей, домашнего
уюта, превратившись в своеобразного "ангела-хранителя дома". Иллюстрацией такого сдвига в сознании можно считать портреты семьи
Ривьер, написанные молодым Энгром. И если "Портрет Ф. Ривьера", 1805 (на след. стр.) в смысле композиции выстроен строго
традиционно, то мадам и мадемуазель Ривьер изображены совершенно иначе. Особенно - последняя. На ее портрете (вверху) мы видим
девушку в белом платье (цвет, подчеркивающий ее невинность), стоящую в напряженной позе на фоне весеннего пейзажа, который звучит
эхом итальянских портретов эпохи раннего Возрождения.
Энгр много экспериментировал с женскими портретами. Любопытно, что в его наследии мы не найдем парных семейных портретов, столь
популярных в XVIII веке, И это закономерно. В XVIII веке еще не произошло столь резкого семейного "разделения труда" по половому
признаку, ставшего приметой именно XIX века. У Энгра мужчины и женщины выглядят посланниками совершенно отдельных, чужих миров,
практически не соприкасающихся друг с другом.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер