Искусство

История искусства

Жан Оноре Фрагонар



Очарование позднего рококо

Фрагонар был последним представителем легкого, изящного стиля рококо во французской живописи. Переживший свой расцвет в XVIII веке, этот стиль отличался тонкостью колорита, свободной манерой письма и эротизмом образов.

Стиль рококо, одним из виднейших представителей которого был Фрагонар, зародился во Франции в самом начале XVIII века. Его расцвет пришелся на вторую половину столетия; затем рококо начал вытеснять более строгий и спокойный неоклассический стиль. В каталоге, выпущенном к самой большой из когда-либо проводившихся выставок работ Фрагонара (Париж-Нью-Йорк, 1988), ее организатор Пьер Розенберг высказал предположение, что именно Фрагонар сумел наиболее точно передать дух своей эпохи. Он писал: "Если бы нам нужно было выбрать художника, который символизирует восемнадцатый век, то это был бы не Ватто и не Давид - они представляют крайние полюса живописи того времени, - не Буше и не Шарль Ванло - они работали по официальным заказам, - и не Шарден, певец гувернанток и дохлых кроликов. Этим художником, несомненно, стал бы Фрагонар. Именно он, как никто другой, сумел выразить в своем творчестве квинтэссенцию восемнадцатого века".

Многие склонны отождествлять Фрагонара с его картинами и предполагать, что он, подобно его персонажам, существовал праздно и легкомысленно. Нам мало известно о личной жизни художника, но те сведения, которые мы имеем, отнюдь не подтверждают эту точку зрения. Например, нет никаких доказательств тому, что у художника были внебрачные любовные связи. Напротив, его семья представлялась современникам крепкой и счастливой.

Однако, повторимся, у нас очень немного сведений, для того чтобы судить о личности Фрагонара. Зато мы обладаем бесчисленным множеством его картин и можем уверенно говорить о Фрагонаре-художнике. И первое, что отмечают все исследователи, - это его плодовитость и удивительную разносторонность. Так, в каталоге Лувра, выпущенном в 1855 году, написано о Фрагонаре: "Он пробовал свои силы в самых разных жанрах (портрет, бытовая сценка, пейзаж) и блестяще справлялся с любой поставленной перед собой задачей. Фрагонар превосходно копировал работы старых мастеров, создавал удивительно изящные миниатюры, очаровательные пастели, гуаши, акварели и гравюры".

Огромное и разнообразное наследие Фрагонара ставит немало проблем перед исследователями его творчества, и главная из них, пожалуй, - точная датировка. Художник редко подписывал свои работы и еще реже датировал их. Это можно объяснить тем, что большую часть своих картин он создавал для частных коллекционеров и не предполагал, что когда-нибудь они будут широко экспонироваться. Фрагонар никогда не устраивал своих выставок, а сохранившиеся документы позволяют проследить историю лишь немногих крупных его работ.

Выстроить произведения Фрагонара в хронологической последовательности сложно еще и потому, что художник в одно и то же время мог писать в совершенно разных манерах. Таким образом, особенности стилистики тут тоже вряд ли на что-нибудь указывают наверняка.

Умение Фрагонара имитировать что угодно и кого угодно подметил еще Шарль Натуар, директор Французской Академии в Риме, где художник обучался с 1756 по 1761 год. Натуар отмечал, что Фрагонар "обладает удивительной способностью моментально менять свою манеру письма". Хотя сам Натуар считал, что от этого работы Фрагонара становятся "неровными", он, тем не менее, не мог не оценить живость восприятия начинающего художника и старался сделать все, чтобы "не погасить бушующее в нем Божественное пламя", закрывая глаза на "неровность" и "неакадемичность" своего подопечного.

Сохранить искру Божью Фрагонар сумел на всю жизнь. Став зрелым мастером, он продолжал писать живо, искренне, страстно. Правда, он очень огорчил своих наставников отказом от исторической живописи - и это после того как его "Жрец Корез" произвел фурор в Салоне 1765 года! Но Фрагонар упрямо шел своим путем, не глядя на разочарование учителей.

Сейчас нельзя не согласиться с тем, что это был очень мудрый поступок. Историческая живопись не была истинным призванием Фрагонара. Если посмотреть на обласканного "Жреца" внимательно и беспристрастно, можно отметить, что эта картина излишне мелодораматична, надуманна, что художник перегрузил ее лишними деталями, разрушающими целостность композиции. Понятны чаяния современников, надеявшихся, что Фрагонар обогатит французскую живопись "величественными композициями и героическими сюжетами". Но потомки благодарны Фрагонару именно за его легкие и воздушные "галантные" картины.

Сделав свой выбор, Фрагонар очень скоро добился большого успеха на новом поприще. Всего лишь год или два спустя после монументального "Жреца Кореза" он пишет "Качели". В этой картине проявились все счастливые качества художника, составившие его последующую славу, - чувство цвета и света, умение создавать атмосферу "радости бытия". Среди заказчиков Фрагонара было немало аристократов и известных людей своего времени. Мадам Дюбарри, любовница Людовика XV, в 1770 году заказала Фрагонару четыре картины для своего поместья Лувесьенн. Правда, в скором времени она возвратила работы их создателю (заплатив, по всей видимости, необходимую компенсацию), поскольку решила заменить эти картины работами неоклассициста Жозефа Мари Виана.

Несмотря на эту неудачу, Фрагонар на протяжении еще почти двадцати лет не испытывал недостатка в клиентах. Более того, художник сделал правильные выводы из истории с любовницей короля и стал прислушиваться к веяниям эпохи. Картины Фрагонара постепенно приобретают строгость в деталях и колорите и все больше начинают соответствовать идеалам неоклассицизма. Но, изменив манеру, художник остался верен своим излюбленным "легкомысленным" сюжетам. Они сохранились в его творчестве вплоть до 1789 года, когда эпоха очаровательного и легкого рококо погибла под ножом революционной гильотины.

В последние годы жизни Фрагонар оставил кисть. И почти весь XIX век творчество его находилось в забвении, считалось недостойным внимания. Поразительный факт: в 1859 году у Лувра появилась возможность приобрести "Качели", однако дирекция музей твердо отклонила это предложение. Былая слава вернулась к Фрагонару только в конце позапрошлого столетия.
Назад К списку картин