Искусство

История искусства

Пьеро делла Франческа



Строгая гармония

Пьеро делла Франческа был не только художником, но и математиком. Гармоничная стройность созданных им образов, блестящее владение перспективой и композицией, а также исключительное чувство цвета сделали мастера одним из ведущих живописцев эпохи раннего Возрождения.

Не так уж много найдется художников даже и в богатой на таланты эпохе Возрождения, картины которых сравнились бы с работами Пьеро делла Франческа по благородству, стройности и особой прозрачности колорита. Пьеро делла Франческа, будучи не только живописцем, но и математиком, тщательно выверял композицию каждого своего полотна. Однако подобный подход отнюдь не засушивал стиль мастера. Стремление к математической точности удивительно гармонично сочеталось в нем с тонким и трепетным восприятием света и колорита.

Изучение творческого наследия художника сопряжено со многими трудностями. Многие работы Пьеро делла Франческа утрачены, а те, что дошли до наших дней, часто находятся в самом плачевном состоянии. Фрески из церкви Сан-Франческо в Ареццо, например, сильно пострадали от сырости. Некоторые их участки практически полностью уничтожены природой и временем, безжалостными к произведениям искусства. Изрядно мешает работе исследователей и то, что лишь малая часть полотен мастера датирована хотя бы с приблизительной точностью. А если учесть еще и то обстоятельство, что его стиль претерпевал с годами очень несущественные изменения, становится понятно, как сложно выстроить хронологию творчества художника. Кроме того, известно, что Пьеро делла Франческа писал очень медленно (на иные картины у него уходило десять-пятнадцать лет), с большими перерывами. Словом, иногда возникает ощущение, будто живописец сознательно пытался помешать искусствоведам будущих веков.

Впервые Пьеро делла Франческа упоминается в качестве художника в документе, относящемся к 1431 году. Но самая ранняя из дошедших до нас его работ (алтарный образ для Братства милосердия) датируется 1445-62 годами. Что остается нам предполагать о тех четырнадцати годах, прошедших с того дня, когда Пьеро делла Франческа получил причитающуюся ему сумму за роспись свечей, до того момента, когда Братство милосердия заказало ему алтарный образ? Ни одного клочка официального документа, ни одного мемуарного свидетельства, где упоминалось бы имя художника, мы от этого времени не имеем. Приходится строить догадки, основываясь на особенностях стиля

Пьеро делла Франческа. Так, проанализировав манеру мастера, можно с уверенностью сказать, что большое влияние на нее оказали живописцы флорентийской школы. Но когда наш герой изучал их? Может быть, именно в то время, о котором нам так мало известно?

Наиболее очевидным образом на Пьеро делла Франческа повлиял Мазаччо, один из самых выдающихся итальянских художников XV века. У Мазаччо Пьеро делла Франческа научился величественной композиции и тому, что можно назвать "духовной глубиной". Но с колористической точки зрения его работы ближе к полотнам Фра Беато Анджелико или Мазолино. А математический склад ума и тяготение к стройным композиционным построениям роднит Пьеро делла Франческа с Паоло Уччелло. Недаром искусствоведы до сих пор не могут решить, кому из них приписать хранящиеся в галерее Уффици во Флоренции перспективные рисунки.

Насколько нам известно, Пьеро делла Франческа никогда не был лично знаком с кем-то из вышеназванных художников. Но зато он работал помощником у Доменико Венециано, известного флорентийского мастера. Вероятно, именно благодаря Венециано наш живописец сумел выработать свой независимый стиль.

Особенная одухотворенная прозрачность, строгий и вместе с тем насыщенный колорит - все эти особенности, присущие манере Пьеро делла Франческа, присутствуют уже в его раннем алтарном образе для Братства милосердия. В работе над ним проявилась и еще одна его характерная черта - неторопливость. Продолжая разговор о собственно живописных особенностях алтарного образа, следует отметить то, что художник умело сочетает здесь новаторские приемы с традиционными. Так, композиция работы выдержана в духе флорентийской школы. То же самое можно сказать и о фигурах персонажей, написанных мастером обобщенно, без видимых попыток как-то индивидуализировать своих героев. С другой стороны - и это является новшеством в живописи XV столетия - Пьеро делла Франческа придает фигурам объем, отходя от привычного плоскостного изображения.

Джордже Вазари упоминал о том, что Пьеро делла Франческа часто использовал в работе глиняные фигурки, на которых изучал распределение света и тени. Но вещественных доказательств тому мы не имеем. Сохранились лишь "полноразмерные картоны" для фресок (своего рода этюды в полную величину) - с них живописец переносил рисунок на штукатурку. Прием, которым он пользовался при этом, называют иногда "прокалыванием". Суть его заключается в следующем: рисунок переводится на стену или панель при помощи множества точек, проколотых иглой по его контуру. В эти точки втирается угольный порошок и, таким образом, на штукатурке (или деревянной панели) остается пунктирный набросок. Он довольно хорошо просматривается под нижним слоем краски при внимательном исследовании картины с использованием специальной фотографической техники. По всей видимости, Пьеро делла Франческа был первым художником, широко применявшим метод прокалывания.

Иногда мастер использовал метод прокалывания и для создания "зеркальных" образов, как это, например, видно в "Мадонне дель Парто", где ангелы, помещенные слева и справа от Богородицы, "отражают" друг друга. Для этого художник "прокалывал" одну фигуру, затем переворачивал картон и прокалывал контуры второй фигуры с другой стороны листа, делая ее "зеркальной".

Алтарный образ для церкви Братства милосердия Пьеро делла Франческа писал темперой (в этой технике работали почти все художники начала XV века). Но уже вскоре он освоил технику масляной живописи. Правда, он отдавал предпочтение маслу, лишь работая над относительно небольшими картинами. Фрески мастер всегда писал исключительно темперой - темпера дольше сохла и потому больше соответствовала его неспешному стилю работы, нежели масло. Кроме того, Пьеро делла Франческа нарочно удлинял период высыхания темперы, завешивая "свеженаписанный" кусок фрески влажной тканью (высохшую фреску, как известно, исправить уже невозможно, и художник вынужден был прибегать к таким ухищрениям, чтобы иметь возможность переписать что-то наследующий "сеанс").

Долгие годы после смерти Пьеро делла Франческа его фрески оставались в небрежении. И к тому времени, когда их, наконец, оценили, оказалось, что почти все они безнадежно испорчены (хотя даже и в таком плачевном состоянии прекрасны). Имя мастера никогда не предавалось полному забвению, но увидеть лучшие его работы можно было, только посетив Рим, Ареццо, Флоренцию или Венецию. Поэтому не вызывает удивления то, что настоящая слава "настигла" художника лишь с появлением фотографии.

Назад К списку картин