Искусство

История искусства

Каспар Давид Фридрих



Фридрих. Ступени жизни


Ступени жизни (1834-35), Музей изобразительных искусств, Лейпциг



    На этой запоминающейся и очень тревожной картине, второе название которой - "Пять возрастов", изображен уголок побережья Померании, неподалеку от Грейфсвальда. Такие каменистые пляжи были излюбленным местом прогулок местных жителей. Здесь мы тоже видим вполне обычных людей - детей, играющих с маленьким флажком, их мать или няню, двоих мужчин. Но Фридрих придает новое звучание этой обычной, повседневной сцене. Пять кораблей в море (по числу человеческих фигур на берегу) - это, несомненно, символы неотвратимого конца земной жизни. Интересно, что пристально наблюдает за кораблями лишь самый старый человек. Его поза выражает спокойное раздумье и готовность принять от судьбы все, что она ему уготовила. Остальные персонажи картины полностью поглощены земной, сиюминутной жизнью. Дети отнимают друг у друга флажок, женщина говорит им что-то - по всей вероятности, нравоучительное. Молодой мужчина и вовсе стоит спиной к морю. Его поза - поза находящегося в расцвете своих сил человека, прочно стоящего на земле.

    В позднем шедевре Фридриха соединились почти все образы, которые когда-либо использовал художник, - закат, силуэты людей, корабли и море. На первый взгляд, картина кажется обычной бытовой сценой, но для знающего зрителя она говорит многое. Полотно отличает богатый, хотя и сдержанный колорит, присущий последним работам художника.
    Море на картине написано в глубоких тонах. Оно кажется бездонным. Бездонно и небо над ним, и между этими двумя пучинами корабли, создания рук человеческих, выглядят особенно хрупкими и недолговечными. Горизонт освещен закатным солнцем - символом смерти. Над закатом - плывут грозные фиолетовые облака, а над ними уже восходит молодой месяц, символ воскресения для жизни вечной. Небо, светящееся таинственным горним светом, обещает тихую гавань всем кораблям.
    Корабли, выступающие над горизонтом, производят впечатление чего-то призрачного - этого эффекта Фридрих добился, используя серо-лиловые тона. Вместе с тем, корабли четко видны на фоне светлого неба.
    Динамизм композиции усиливают силуэты небольших рыбацких шлюпок, приближающихся к берегу. Мелкие белые полоски передают гребешки бегущих к берегу морских волн.

К списку картин Биография Продолжение