Каспар Давид Фридрих
Ступени жизни (1834-35), Музей изобразительных искусств, Лейпциг
На этой запоминающейся и очень тревожной картине, второе название которой - "Пять возрастов", изображен уголок побережья Померании,
неподалеку от Грейфсвальда. Такие каменистые пляжи были излюбленным местом прогулок местных жителей. Здесь мы тоже видим вполне
обычных людей - детей, играющих с маленьким флажком, их мать или няню, двоих мужчин. Но Фридрих придает новое звучание этой
обычной, повседневной сцене. Пять кораблей в море (по числу человеческих фигур на берегу) - это, несомненно, символы неотвратимого
конца земной жизни. Интересно, что пристально наблюдает за кораблями лишь самый старый человек. Его поза выражает спокойное
раздумье и готовность принять от судьбы все, что она ему уготовила. Остальные персонажи картины полностью поглощены земной,
сиюминутной жизнью. Дети отнимают друг у друга флажок, женщина говорит им что-то - по всей вероятности, нравоучительное. Молодой
мужчина и вовсе стоит спиной к морю. Его поза - поза находящегося в расцвете своих сил человека, прочно стоящего на земле.
В позднем шедевре Фридриха соединились почти все образы, которые когда-либо использовал художник, - закат,
силуэты людей, корабли и море. На первый взгляд, картина кажется обычной бытовой сценой, но для знающего зрителя она говорит многое.
Полотно отличает богатый, хотя и сдержанный колорит, присущий последним работам художника.
Море на картине написано в глубоких тонах. Оно кажется бездонным. Бездонно и небо над ним, и между этими двумя
пучинами корабли, создания рук человеческих, выглядят особенно хрупкими и недолговечными. Горизонт освещен закатным солнцем -
символом смерти. Над закатом - плывут грозные фиолетовые облака, а над ними уже восходит молодой месяц, символ воскресения для
жизни вечной. Небо, светящееся таинственным горним светом, обещает тихую гавань всем кораблям.
Корабли, выступающие над горизонтом, производят впечатление чего-то призрачного - этого эффекта Фридрих добился,
используя серо-лиловые тона. Вместе с тем, корабли четко видны на фоне светлого неба.
Динамизм композиции усиливают силуэты небольших рыбацких шлюпок, приближающихся к берегу. Мелкие белые полоски
передают гребешки бегущих к берегу морских волн.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер