Искусство

История искусства

Каспар Давид Фридрих



Фридрих. Пейзаж с засохшим деревом


Пейзаж с засохшим деревом (ок. 1798)



Деревья-символы
Пейзажи Фридриха наполнены (а подчас - переполнены) символами. Фазы луны, времена суток, архитектурные формы и, конечно, деревья - все это могло приобрести символическое значение в его работах. Конечность и кратковременность человеческого бытия художник часто передавал с помощью засохших деревьев и сломанных ветвей - как, например, в "Пейзаже с засохшим деревом", ок. 1798, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. В "Древнем погребении под снегом", ок. 1807 (на след.тр.) засохшие деревья окружают древнюю могилу. Мертвые деревья на картинах Фридриха часто соседствуют с молодой зеленью, что символизирует христианскую веру в жизнь вечную. И здесь важно то, что крест на полотнах Фридриха всегда окружен вечнозелеными растениями (вспомним хотя бы его "Крест в горах" или "Зимний пейзаж").
Переплетенные ветви деревьев обозначают у Фридриха сближение человеческих душ. К примеру, в "Белых скалх на Рюгене" (1818-19) склонившиеся друг к другу деревья символизируют счастливый союз художника с его женой.

Назад К списку картин Биография Продолжение