Искусство

История искусства

Каспар Давид Фридрих



Меланхолический романтик

С юности Фридрих был очень набожен и сторонился людей, ища уединения в горах Саксонии и Гарца. Но, достигнув зрелого возраста, художник удивил окружающих - женился на молодой девушке и стал отцом троих детей.

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года в Грейфсвальде, маленьком портовом городке на побережье Балтики. Отец художника, Адольф Фридрих, владел мастерской, изготовлявшей мыло и свечи, однако его семья жила очень скромно. Родители Каспара были ортодоксальными протестантами, и их десятеро детей выросли в атмосфере религиозного аскетизма.

Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев - спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках. Эта потерю впечатлительный мальчик воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата.

Рисовать Фридрих начал еще в детстве, особенно полюбив изображать местные пейзажи. В 1790 году он стал брать уроки у Иоганна Готфрида Квисторпа, преподававшего рисунок в местном университете. Большое влияние на начинающего художника оказал один из друзей Квисторпа, пастор Людвиг Козегартен, серьезно занимавшийся поэтическим творчеством. Каспар на всю жизнь сохранил привитый ему Козегартеном взгляд на природу как на исполненное высшего, потаенного смысла создание Творца.

В 1794 году Фридрих поступил в копенгагенскую Академию художеств, считавшуюся одним из лучших учебных заведений во всей северной Европе. Правда, здесь, как и в большинстве других художественных академий, основное внимание уделялось изучению человеческой фигуры, что создавало определенные трудности для Каспара, с ранней юности решившего посвятить себя пейзажной живописи.

И все же годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов, и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (1745-1802).

Окончив курс в копенгагенской Академии, Фридрих перебрался в Дрезден, столицу Саксонии. В Дрездене он почти безвыездно провел всю свою жизнь, лишь изредка навещая родные места.

Художник приехал в Дрезден именно в те годы, когда культурная жизнь в городе переживала период расцвета. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма, и Фридрих свел знакомство со многими представителями этого направления - Людвигом Тиком, Новалисом, Фридрихом Шлегелем и Генрихом фон Клейстом.

В этот период Фридрих уже зарабатывает на жизнь живописью - продает свои ранние (вполне традиционные) пейзажи, выполненные акварелью или пером и тушью. Одновременно, чувствуя себя еще недостаточно овладевшим техникой живописи, он берет уроки у преподавателей дрезденской Академии художеств Иоганна Вейта и Адриана Цинга.

В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд. Всю весну он прожил у родственников, а затем совершил длительную поездку по окрестностям, во время которой сделал множество набросков к своим будущим картинам. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген.

В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777-1810), одним из лидеров немецкого романтизма. Трудно сказать, насколько близкими друзьями успели стать два живописца. Несомненно одно: идеи Рунге оказали огромное влияние на формирование манеры Фридриха.

Знаменательным для последнего стал 1805 год. Фридрих представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре - эти конкурсы проводились по инициативе великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749 - 1832) - и победил. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю конкурса. С этого момента завязалась дружба между Фридрихом и Гете. Спустя несколько лет поэт даже посетил дрезденскую мастерскую художника.

Успех окрылил Фридриха, и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи. Первую свою картину маслом ("Крест в горах") он, по всей видимости, писал на заказ. Публика восприняла работу неоднозначно - одни восторгались ею, другие отпускали скептические замечания. Самой серьезной критике картина "Крест в горах" подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха "пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь".

Как бы там ни было, именно в этом произведении впервые четко проявились три составляющие будущего стиля Фридриха - пейзаж, религиозность и аллегория. Следующие картины ("Аббатство в дубовом лесу" и "Монах у моря") доказали, сколь востребована подобная живопись, - обе эти работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии.

Вскоре художника захватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией - шли наполеоновские войны. И Фридрих, будучи истинным патриотом, не мог взирать на это со спокойной душой. Непосредственного участия в войне за освобождение Германии художник не принимал, но основным мотивом в его творчестве становится в этот период любовь к родине.

Патриотические взгляды Фридриха способствовали укреплению его популярности, и в 1816 году его избрали членом дрезденской Академии художеств. Членство в академии гарантировало художнику достаточный доход, и - кто знает - возможно, именно это стало толчком к переменам в его личной жизни. В 1818 году он женился на Каролине Боммер, которая была моложе Фридриха почти на 20 лет. Это решение явилось полной неожиданностью для всех, близко знавших художника, - он всегда отличался замкнутым характером и сторонился женщин.

Несмотря на все опасения, брак оказался очень удачным: "Как много изменилось в моей жизни, когда я перешел от "Я" к "Мы", - писал Фридрих одному из своих друзей. - Мой старый, простой дом стал совершенно неузнаваемым, чистым и уютным, и я не могу нарадоваться этому". У Каспара и Каролины родилось трое детей; в нескольких случаях Каролина выступила для мужа музой и моделью. Весьма примечательна оптимистичная и светлая картина "Белые скалы на Рюгене", которую, возможно, художнику навеяли воспоминания о его медовом месяце.

Популярность Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей (Карл-Густав Карус, Эрнст Эме, известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др.). Однако уже тогда над головой художника сгущались тучи. К концу 1820-х годов Фридрих начал выходить из моды, а в 1825 году он перенес инсульт, после чего стал совершать странные поступки и проявлять признаки умственного расстройства.

Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу. В эти годы он создал едва ли не лучшие свои картины. Среди них особенно выделяется полотно "Ступени жизни", которое многие критики считают вершиной творчества художника.

В июне 1835 года у художника случился второй инсульт; работать после этого он уже не мог. Умер Фридрих 7 мая 1840 года в полной безвестности, и о его творчестве никто не вспоминал до начала XX века, когда его картины подняли на щит основатели сюрреализма.
К списку картин Продолжение