Искусство

История искусства

Томас Гейнсборо



Гейнсборо. Телега с урожаем


Телега с урожаем (1767), Институт Барбера, Бирменгем



Эта работа, являясь одной из самых известных сельских сцен Гейнсборо, разительно отличается от прочих пейзажей мастера. Обыкновенно он настаивал на том, что "пейзаж не должен быть перегружен историей и лишними фигурами, призванными заполнить собой образовавшиеся пустоты". "Ничто, - считал художник, - не должно отвлекать зрителя от созерцания природы". В "Телеге с урожаем" Гейнсборо противоречит сам себе. Здесь есть вполне определенный сюжет и достаточное количество фигур (насколько они "лишние", мы не беремся судить). Подобное отступление от собственных правил художник совершил под влиянием полотен старых мастеров. Так, работая над композицией картины, он опирался на композицию рубенсовского "Снятия с креста" (1611-14). Направление "общего потока движения" у Гейнсборо изменено (если у Рубенса тело Иисуса переносится с креста на землю, то у Гейнсборо, напротив, девушку "возносят" с земли на телегу), но композиционные заимствования, тем не менее, остаются очевидными. Кроме того, известно, что для "Телеги с урожаем" Гейнсборо делал предварительные эскизы фигур - что тоже для него не слишком характерно. Кстати, вероятнее всего, деревенских девушек художник писал со своих дочерей. Судьба этой картины в некотором роде замечательна. Уезжая в 1774 году из Бота в Лондон, мастер подарил ее Уолтеру Уилтширу, местному жителю, много раз помогавшему Гейнсборо доставлять его картины заказчикам (Уилтшир был извозчиком). Художнику показалось, что "Телега с урожаем" - самый уместный в данном случае подарок на память.

Назад К списку картин Биография Продолжение