Искусство

История искусства

Томас Гейнсборо



Гейнсборо. Портрет миссис Грехэм


Портрет миссис Грехэм (1777), Национальная галерея Шотландии, Эдинбург



Переехав в 1774 году на жительство в Лондон, Гейнсборо задался целью немедленно приобрести популярность в столице. Чтобы достичь желаемого, требовалось зарекомендовать себя как лучшего портретиста современности. И потому портреты, созданные мастером в середине 1770-х годов, отличаются пышностью и великолепием (лучшие из них были показаны на выставке Королевской Академии 1777 года). Среди картин, присутствовавших на этой выставке, можно выделить "Портрет миссис Грехэм" (1777), "Портрет композитора Абеля" (1777) - вероятно, самый удачный мужской портрет Гейнсборо, - а также работу "Морской курорт" (1777). "Портрет миссис Грехэм", без всякого сомнения, написан художником под влиянием манеры, почитаемого им Ван Дейка - это сказывается очевиднее всего в роскошном одеянии героини. Молодая женщина изображена на фоне некого обобщенного пейзажа (хотя, разумеется, она позировала Гейнсборо в его мастерской). Мери Грэхем была второй дочерью девятого графа Кэткарта. В 1774 году она вышла замуж за Томаса Грехэма, получившего впоследствии титул лорда Лайндока. Брак этот был весьма удачным,, но не слишком долгим. В 1792 году Мери умерла. Ее супруг мучительно переживал эту утрату. По его приказу портрет Мери, написанный Гейнсборо, убрали в чулан. Томас Грехэм говорил, что если он хотя бы раз взглянет на эту картину, его сердце разорвется от горя. "Портрет миссис Грехэм" провел в чулане около полувека. Вновь извлекли его на свет Божий лишь после смерти лорда Лайндока, скончавшегося в 1843 году, будучи 95 лет от роду.

Назад К списку картин Биография Продолжение