Искусство

История искусства

Томас Гейнсборо



Гейнсборо. Деревенский домик с поросятами


Деревенский домик с поросятами (ок. 1786)



Фантастические картины
На склоне лет Гейнсборо открыл для себя новый жанр, который теперь условно называют жанром "фантастических картин". Слово "фантастические", впрочем, с успехом может быть заменено на "сентиментальные", ибо подобное определение целиком и полностью отвечает тому действию, которое должны были производить такие картины на зрителя. Эти деревенские сценки с фигурами очаровательных детишек на фоне идиллического пейзажа пользовались у зрителей и заказчиков огромным успехом (гораздо большим, чем "просто пейзажи"). Начавшаяся техническая революция пробудила во многих англичанах ностальгические чувства. Старая добрая Британия затосковала по старым добрым временам. В моду вошли ностальгическая литература и живопись. Таким образом, Гейнсборо уловил чаяния публики. Надо сказать, что и сам художник, по всей видимости, получал немалое удовольствие от создания сентиментальных картин. Так, сэр Авдейл Прайс, совершивший вместе с Гейнсборо поезду по провинции, вспоминал впоследствии: "Когда он (Гейнсборо) начинал писать деревенскую сценку или группу местных ребятишек, я часто отмечал, каким нежным и задумчивым становилось выражение его лица". Вероятно, "сентиментальная ветвь" в творчестве мастера сформировалась не без влияния Эстебана Мурильо (1618-1682), часто писавшего умилительные сценки, изображавшие детей из бедных крестьянских семей. Здесь представлены две "фантастические картины" кисти Гейнсборо - "Деревенский домик с поросятами" (вверху) и "Девочка, собирающая хворост" (на след. стр.).

Назад К списку картин Биография Продолжение