Искусство

История искусства

Джотто



Джотто. Распятие


Распятие (капелла дель Арена)



    Как и все работы в капелле дель Арена, эта фреска выполнена Джотто в технике "буон фреско", предполагающей нанесение краски на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит. Правда, отдельные цвета, особенно - синий, нанесены в технике "сухой фрески" (когда краска наносится на сухую штукатурку). Такая поверхность более подвержена разрушению, и фрагмент с платьем Богородицы - показательный тому пример.
    Джотто - первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. В его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции. Впрочем, для современного изощренного глаза его живопись может показаться "примитивной". Она действительно далека от фотографического реализма. Но любое явление искусства адекватно понимается лишь в контексте исторического движения. И для своего времени Джотто был величайшим революционером. До него в живописи царствовала плоскость; у него пространство картины стало объемным. До него герои художников были эмблематичны; у него они приобрели индивидуальные черты. До него живопись была строго функциональна (и поэтому "ритуальна"); у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями.
    Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами, свидетельствующими об их избранничестве.
    Реализм Джотто базируется на двух китах: это внутренняя мотивация поведения персонажа и внешние проявления охвативших человека чувств. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром. Колорит художника строг и приглушен. Краски он наносил широко и свободно, тем самым "обостряя" линейный ритм всей картины, делая ее более динамичной.

Назад К списку картин Биография Продолжение