Искусство

История искусства

Джотто ди Бондоне



Открытие натурализма

Натуралистическая манера Джотто была невиданной новостью в его время. Она оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие итальянской живописи, придав ей выразительность, глубину и экспрессию.

Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, например, писал, что Джотто "превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий". Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV-XV веков отметивший, что тот "перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным".

Под "греческим" Ченнини подразумевает византийские формальные каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Искусство Византийской империи, окончившей свое тысячелетнее существование в 1453 году, было глубоко религиозным по духу и жестко консервативным по форме. В византийской живописи существовал узко ограниченный круг сюжетов, а само изображение отличалось концептуальной "двумерностью".

Строго говоря, Джотто был не первым итальянским художником, решившимся нарушить "греческие" предписания. Чуть раньше подобные попытки предпринимали Чимабуэ (1240-1302) и Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 - ок. 1330). Оба они стремились к объемности изображения и его большей выразительности. Однако Джотто пошел гораздо дальше. Человеческие фигуры на его картинах стали вполне земными, их позы и жесты превратились в зеркало эмоций, а пространство обрело перспективу. Таким образом, были заложены основы новейшей живописи, на протяжении последующих веков разрабатывавшей положения, которые всем своим творчеством сформулировал Джотто.

Другими словами, место, занимаемое Джотто в истории мировой живописи, давно определилось (оно обозначено званием "родоначальника"). И вместе с тем есть целый узел проблем, связанных с его творческой судьбой. Не сохранились многие работы художника - в том числе и "светские" картины, написанные в период его пребывания в Неаполе, при дворе Роберта Анжуйского. Об этих картинах мы знаем только от Вазари, упоминающего в своих "Жизнеописаниях" о том, что Джотто создал для короля Роберта "портреты многих известных людей того времени, включая свой автопортрет". Документально подтверждается авторство Джотто в отношении не дошедших до нас работ, но этого недостаточно для того, чтобы включить в их число спорные работы, сохранившиеся до наших дней. Ни одну из них невозможно со всей уверенностью атрибутировать. Споры по поводу этих картин не утихают.

Несомненно джоттовскими на сегодня являются: 1) серия фресок в капелле дель Арена в Падуе; 2) фрески во флорентийской церкви Санта-Кроче (капеллы Барди и Перуцци); 3) большая панель "Мадонна во славе" (или по-другому - "Мадонна Оньиссанти"), хранящаяся ныне в галерее Уффици. Тут свои сложности. Фрески в церкви Санта-Кроче сильно повреждены, а величественная "Мадонна Оньиссанти" написана на "бродячий" сюжет, необычайно популярный среди художников-современников Джотто. Таким образом, основное представление об его творчестве дают лишь фрески в капелле дель Арена. На самом деле, не так уж мало - они выдают гениального автора, не страшащегося открывать новое. Но именно поэтому и хочется большего - ведь известно: Джотто был довольно плодовитым художником.

Фрески, о которых идет речь, повествуют о ряде событий, связанных с житием Богородицы, ее родителей святого Иоакима и святой Анны, а также ее сына, Иисуса Христа. Изображенные на фресках сцены различны по эмоциональной насыщенности и накалу страстей, однако каждая из них демонстрирует глубокое осмысление художником выбранного для той или иной работы сюжета. Любая фигура этого цикла обладает не только объемной и индивидуальной физической формой, но и ярко выраженным нравственным обликом. Внешняя монументальность персонажей вводит в заблуждение зрителя, знакомого с этими картинами лишь по репродукциям. Войдя в капеллу дель Арена, испытываешь настоящий шок, обнаружив, что эти фигуры изображены всего лишь в половину человеческого роста.

Во времена Джотто фреска была новым жанром живописи, а сам художник стал одним из первых великих мастеров этого жанра. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой итальянской живописи, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразной "лакмусовой бумажкой", проявлявшей степень одаренности живописца. Фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку. При этом у художника должны быть твердой рука и острым глаз, так как у него нет возможности исправить допущенную ошибку. Не удивительно, что (принимая во внимание и огромные размеры фресок) создание фресок было принято считать "мужской" работой. Именно поэтому Микеланджело, например, называл панельную живопись "занятием для женщин и слабаков".

Джотто не испытывал недостатка в средствах - вероятнее всего, он имел собственную мастерскую. Но ни об его учениках, ни об его помощниках никаких сведений нет. Полагают, что одним из таких учеников мог быть Таддео Гадди (умер в 1366 году). Согласно Ченнини, Гадди был приемным сыном Джотто и работал вместе с ним на протяжении 24-х лет. Манера Гадди действительно выказывает большое влияние Джотто, но не меньшее воздействие он произвел и на многих других художников.

К концу XIV века влияние Джотто пошло на убыль. Причиной тому - вошедший в моду готический стиль. Однако в начале XV века у художника нашелся достойный последователь - в лице флорентийского мастера Мазаччо (1401-1428). Через несколько десятилетий еще один - великий Микеланджело. Одна из самых ранних работ Микеланджело - его рисунок, копирующий две фигуры Джотто с его фресок в флорентийской церкви Санта-Кроче.

В то время, когда Вазари писал свои "Жизнеописания", Джотто почитали прежде всего как родоначальника итальянского Возрождения, не затрудняясь кропотливым разбором той или иной конкретной работы. Это не могло не сказаться и на общей оценке его места в современной живописи. На протяжении столетий за Джотто сохранялась лишь слава предтечи; сами же его работы оставались в забвении. Вплоть до 1880 года находились в частном владении и не были доступны широкой публике знаменитые фрески Джотто в капелле дель Арена в Падуе. Владельцы не слишком заботились об их сохранности. Настоящий интерес к творчеству художника возник только в конце XIX века. На протяжении следующего века он неуклонно рос. Сегодня Джотто - один из самых почитаемых художников в истории мировой живописи. Впрочем, он того стоит.

Новый человек и новое искусство

С приходом Джотто "пейзаж" европейского искусства неузнаваемо изменился. Художник создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам - материальности и пространственной протяженности. Приняв на вооружение ряд известных тогда приемов - угловые ракурсы и упрощенную ("античную") перспективу, - он сообщил пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. Художественные постижения Джотто эхом звучат в его собственной жизни (или наоборот). Художник крепко стоял на ногах, не испытывал недостатка в средствах, любил хорошую шутку, являя собой новый тип человека, который мы теперь называем ренессансным. Для современников его произведения стали своеобразным "солнечнымударом". "Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения", - писал Петрарка. Это солнце продолжает светить и сейчас.
Назад К списку картин