Искусство

История искусства

Франсиско Гойя



Как ракета в ночи

Гойя отличался потрясающей работоспособностью, универсальным талантом и высочайшим техническим мастерством. Его гений яркой звездой просиял на небосклоне испанской живописи и пробудил ее от долгой спячки.

После "золотого века" испанской культуры, пришедшегося на XVII столетие, в национальном искусстве наступил долгий период безвременья, когда в той же живописи, например, тон задавали приехавшие в Испанию мастера-иностранцы. По большей части, это были выходцы из Италии. Среди них отметим выдающихся художников Луку Джордано (1634-1705) и Джамбатисту Тьеполо (1696-1770). Еще одной примечательной фигурой того времени можно считать немецкого художника Антона Рафаэля Менгса (1728-1779).

На фоне царившего в испанской культуре застоя появление Гойи часто сравнивают с "осветившей ночной небосклон ракетой". Начало творческого пути Гойи характеризуется медленным, но неуклонным развитием. Тогдашняя его манера, отличавшаяся высоким техническим мастерством, тем не менее была лишена неповторимой индивидуальности.

Засилье при дворе художников-иностранцев привело к тому, что общий стиль испанской живописи потерял национальный колорит, основными требованиями живописи стали "усредненность" и "лакировка". Молодой Гойя работал вполне в русле этих требований, но уже в его картонах, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры (1774-1792), появляется отчетливый "испанский акцент". Эти произведения, сюжетно восходящие к "интернациональному" стилю рококо, насыщены чисто испанскими деталями - пейзажем, костюмами и своеобразным юмором. Впоследствии эти элементы лягут в основу и всех зрелых работ художника.

Подобно многим художникам-современникам, Гойя коллекционировал гравюры с картин иностранных мастеров, что помогало ему находиться в курсе всех основных событий культурной жизни Европы. Однако большинство тем для своих картин Гойя черпал из окружающей жизни - к ним относятся коррида, инквизиция, религиозные праздники в испанском варианте и, в некоторых случаях, махи и мачо. Два последних слова означают соответственно красавиц и "модников" из низших сословий.

Техническое мастерство Гойи счастливым образом сочеталось с особенностями его мировидения. Он, как никто, умел придать обычным предметам и событиям звучание, возвышавшее их до вселенского значения. Индивидуальный стиль Гойи начал складываться с 1788 года, когда художник познакомил зрителя с кошмарными созданиями, ставшими позже его визитной карточкой. Оправившись после тяжелой болезни, постигшей его зимой 1792-93 годов, Гойя почти целиком погрузился в мир насилия, мрака и ужаса. Этот мир был порожден двумя источниками - с одной стороны, специфической фантазией художника, а с другой, войной, бушевавшей на всем континенте.

Отчасти эти перемены объясняются и страхом смерти и болезнями, преследовавшими Гойю в последние годы его жизни. Но эти болезни были палкой о двух концах. Измучив художника, именно они обозначили ту границу, на которой Гойя превратился в уникального художника.

До наших дней дошло около 700 картин Гойи, от миниатюр до больших настенных росписей и фресок. Сохранилось также около тысячи его рисунков и 300 выполненных в различной технике гравюр. Чаще всего Гойя писал на холсте. Помимо кистей, он иногда наносил краску ножом, пальцами и т. д. В своей книге "Путешествие по Испании", опубликованной в 1845 году, французский писатель Теофиль Готье (1811-1872) сообщает, что художник создавал свои картины с помощью губок, тряпичных лоскутов, щеток или, как в случае с картинами, посвященными мадридскому восстанию 2 мая 1808 года, деревянной ложкой.

Ряд любопытных сведений доставляет интересующимся творчеством Гойи его сын Хавьер. Он также отмечает разнообразие технических приемов в художественном арсенале своего отца. По словам Хавьера, Гойя часто работал мастихином. В том, что касается его работоспособности, небезынтересно такое свидетельство: Гойя мог закончить портрет за один десятичасовой сеанс. Хавьер рассказывает, что художник любил работать по ночам (в отличие от большинства своих собратьев, предпочитавших писать при дневном свете). Это подтверждает и автопортрет Гойи (ок. 1790-95). На нем он изобразил себя в шляпе, поля которой заставлены зажженными свечами, позволявшими писать ночью. Именно неверный свет свечей помогал художнику создавать его тревожные образы.

Гойя был одинок. По существу, он не имел ни учеников, ни единомышленников, ни даже подражателей. Поэтому его непосредственное влияние на развитие испанской живописи можно считать весьма ограниченным. К концу жизни популярность его творчества заметно упала; его индивидуальная манера раздражала, а в лидеры зрительских симпатий вышли более благополучные и "академические" полотна других мастеров. После смерти имя Гойи долгое время ассоциировалось с принадлежащими его кисти портретами современников. Новое открытие художника произошло лишь спустя десятилетия. Его офорты из серии "Бедствия войны", сейчас считающиеся одной из вершин в творчестве художника, увидели свет в 1863 году, а "Черные картины" стали известны в 1870-х годах (и были, кстати, поначалу подвергнуты жесткой художественной критике).

Но влияние Гойи неуклонно росло. Эжен Делакруа (1798-1863) увлеченно копировал его "Капричос", а Эдуард Мане (1832-1883) в своей картине "Казнь императора Максимилиана" сознательно повторил открытия Гойи, сделанные им в "Расстреле повстанцев 3 мая 1808 года". Многие импрессионисты считали себя учениками Гойи, умевшего пожертвовать деталью ради достижения общего эффекта.

И все же лишь XX век без оговорок признал в Гойе одного из величайших художников в истории мировой живописи. Символизм, экспрессионизм и сюрреализм, нашумевшие в ушедшем столетии, во многом опирались в своих дерзаниях именно на творчество Гойи. Вместе с тем художника открыла для себя и широкая публика.

Странные миры Гойи

Гойя поражает какой-то странной "неправильностью". Объяснить ее истоки пытались по-разному. Причинами личного характера - вспоминали перенесенную им смертельную болезнь, после которой художник доживал свою жизнь (несколько десятилетий), говоря современным языком, "инвалидом". Причинами исторического характера - говорили о том, что он стал невольным свидетелем общеевропейской бойни, не способствовавшей оптимизму. Причинами социального характера - жизнь Гойи пришлась на слом эпох в истории Испании, и в этих условиях осталось совсем немного якорей, которые могли бы удержать человека от отчаяния и неверия в существование хоть какого-то смысла. Ортега-и-Гассет называл его "деформированным гением", благодаря своей неуклюжести совершающим "головокружительные сальто в искусстве живописи". Как бы то ни было, странный мир Гойи, полный человеческой фальши, "искажений", нечисти, фантастических преувеличений, отразил что-то доселе скрытое в человеке - скрытое под покровом внешней благопристойности и веры во всесилие человеческого разума. Гойя сорвал этот покров и стал великим художником, влияние которого на нашу жизнь длится до сих пор.
К списку картин Продолжение