Франс Хальс
Малле Баббе (1630-33), Национальная галерея, Берлин
Картины голландских мастеров XVII века обычно рисуют нам образ спокойной и размеренной жизни, наполненной трудами и невинными
развлечениями. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. В нем находилось место и нищим, и калекам, и бездомным
демобилизованным солдатам. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Общество, увы, было жестоко по отношению к
этим несчастным. Их побаивались, им заранее приписывали преступные наклонности. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть,
виселица и раскаленное клеймо. Бурное экономическое развитие страны не только не улучшило их положение, а, пожалуй, сделало его еще
более тяжелым. "Новые" голландцы считали, что все язвы общества - пьянство, нищету, сумасшествие - следует прятать подальше от
глаз, делая вид, что их не существует. Но Хальс нашел в себе мужество рассказать и об этой темной стороне жизни.
Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза "харлемской ведьмой". Это прозвище она получила за
демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече. Долгое время имя этой женщины считали вымышленным, но сейчас мы
располагаем документами, которые свидетельствуют о том, что Малле Баббе действительно существовала и в 1653 году была помещена в
исправительный дом. Была ли она ведьмой? Нам остается лишь гадать об этом.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер