Франс Хальс
Веселый собутыльник (1628-30)
Хальс проводил в харлемских трактирах и пивных довольно много времени. Но утверждать, что в кабаках он только и делал, что
пьянствовал, нельзя. Особенно если вспомнить его знаменитый портрет "Малле Баббе" или посмотреть на этого "Веселого собутыльника".
"Собутыльник" интересен тем, что он обращается непосредственно к зрителю -с поднятым стаканом в руке. Он уже разгорячен, слегка
пьян и рад продолжить праздник с кем угодно - например, с теми, кто стоит по другую сторону рамы.
Живые портреты
Будучи выходцем из низов общества, Франс Хальс привнес "здоровую простонародную струю" в голландское искусство. Героями его
портретов стали не только зажиточные бюргеры, но и бедные ремесленники, и завсегдатаи кабаков. Люди эти менее всего выглядят
забитыми, униженными, падшими - нет, они жизнерадостны и веселы. А городские "патриции", которых в изобилии можно встретить на
заказных портретах Хальса, теряют под его кистью напыщенность и парадную стереотипность. Они ведут себя непосредственно и
раскованно - точь-в-точь как их простые сограждане, не обремененные ни капиталами, ни хорошими манерами. Для Хальса важнее всего
было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты. Стоит отметить, что не всем богатым заказчикам
нравился подобный, "слишком реалистический", по их мнению, подход. Но те, кто все же решился позировать Хальсу, а не другому
художнику (который "приукрасил" бы их гораздо более искусно), теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века
выглядят живыми.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер