Искусство

История искусства

Франс Хальс



Золотой век портретной живописи

Портреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма,- наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений.

До нас не дошло рисунков или набросков, которые можно было бы с уверенностью приписать Хальсу. Вполне вероятно, что в свое время они существовали, а потом просто были выброшены за ненадобностью или утеряны. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов? Не стоит отбрасывать это предположение. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Кстати, возможно, удивительная непосредственность портретов и жанровых сценок Хальса объясняется именно тем, что он писал их без подготовительных набросков, "по живому".

Хальс стал прямым продолжателем традиций старых голландских мастеров, писавших нравоучительные жанровые сценки. Правда, при этом он всегда стремился к тому, чтобы его сценки не превратились в скучные дидактические поучения. Морализаторству художник предпочел жизненную правду. Под волшебной кистью Хальса бродяги и попрошайки, дети и пьянчужки становились легко узнаваемыми социальными типажами. Так традиционная бытовая сценка постепенно превращалась в жанровый портрет.

К 1620 году Хальс преодолел ту скованность, которая чувствовалась в его первых заказных портретах. Теперь художник с легкостью сплетал на полотне красочные узоры роскошных вышивок, передавал фактуру самой сложной ткани. Кажется, что он выполняет трудную работу с какой-то особенной радостью. Это особенно видно в картине "Кормилица с ребенком" (1619-20), изобилующей самыми разными фактурами. Хальс почти щегольски выписывает каждый цветочек на парчовом платье девочки, каждый зубчик ее кружевного воротничка.

Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Так, его портрет Исаака Массы, написанный в 1626 году, стал первым в истории западноевропейской живописи, на котором человек сидит практически спиной к зрителю и смотрит на него, повернув голову через плечо. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. В 1625 году Хальс написал своего друга, торговца полотном Хетхейсена, в полный рост, в аристократической позе. Но в 1638 году он создал второй его портрет - с него на нас смотрит вальяжный Хетхейсен, откинувшийся на спинку кресла.

Заказчики осаждали двери мастерской Хальса. Они шли сюда целыми семьями, надев свои лучшие костюмы. Харлемский ученый Теодорус Шревелиус (1572-1649), чей портрет Хальс писал трижды, говорил: "Его картины написаны настолько мощно и жизненно, что, кажется, кисть художника бросает вызов самой Природе. С особенной яркостью проявляется это в портретах - изображенные на них люди выглядят живыми, и каждую минуту ждешь, что они начнут дышать и разговаривать".

В середине 1630-х годов Хальс оставил жанровые сценки. Слишком много появилось ремесленников, работающих на этом поприще и эксплуатирующих манеру мастера.

В то же самое время более простыми и свободными по манере стали его портреты - то есть художник как бы слил два жанра в один. Одновременно Хальс делает попытки еще глубже изучить характер и психологию своей модели. Образцом "психологического портрета" Хальса можно считать "Женский портрет" (1638). Изображенная на нем женщина сидит в спокойной позе, однако ее глаза и плотно сжатые губы говорят зрителю о том, что ее мучат какие-то тайные переживания.

Ближе к 1640-м годам полотна Хальса становятся темнее по колориту. Палитра его ограничивается теперь коричневой, черной и красной красками, охрой и белилами. Упрощаются и композиции картин, поскольку в этот период самым важным для художника становится психологическая характеристика изображаемого человека. Сведены к минимуму и детали. Складывается впечатление, что художник боится загромоздить пространство картина лишними вещами и отвлечь ими зрителя от лица человека.

Но некоторые черты манеры Хальса остались неизменными. По-прежнему быстро он наносил телесные тона, по-прежнему предпочитал создавать форму не линией, а чередованием контрастных цветов.

Эмоциональная насыщенность поздних полотен Хальса приводила в изумление не одно поколение зрителей и художников. Винсент Ван Гог говорил, что они написаны "пытливым разумом и твердой рукой".

Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Прописаны лишь ее отдельные детали - например, воротники. Кажется, что художник чувствует, как немного времени ему остается, и стремится как можно быстрее передать зрителю то, что считает самым важным. Художник провел за мольбертом более полувека. С уверенностью идентифицируются 220 его картин, сохранившихся до нашего времени. Вероятно, их было гораздо больше. Никто не знает, сколько произведений Хальса было утрачено за три с лишним столетия, прошедших с его смерти. Учитывая то, что художник крайне редко подписывал свои работы, можно предположить, что многие из них просто еще не обнаружены исследователями. Но и двухсот картин достаточно для того, чтобы говорить о Хальсе как об одном из лучших художников XVII века.

Творчество гениального голландца послужило источником вдохновения для многих знаменитых художников последующих поколений. Под влиянием Хальса в разное время находились Гюстав Курбе (1819-1877) и Эдуар Мане (1832-1883). А Винсент Ван Гог (1853-1890) на протяжении всего своего творческого пути учился у Хальса "вдыхать жизнь" в портреты.
Назад К списку картин