Искусство

История искусства

Уильям Хогарт



Английский юмор по Хогарту

Мечтая о славе исторического живописца, Хогарт между тем прославился благодаря анекдотическим и сатирическим сценкам на злобу дня, наполненным живыми деталями.

Оригинальная манера Хогарта сложилась как следствие противоречий, которыми была насыщена жизнь художника. Он мечтал о карьере живописца, но зарабатывал как автор нравоучительных серий, достиг успеха в жанре, который традиционно считался низким. Стремление Хогарта вполне объяснимо. Наилучший пример для него был тесть, сэр Джеймс Торнхилл, который благодаря историческим полотнам достиг буквально всего - богатства, славы, титула, положения в обществе.

Разумеется, чтобы заниматься исторической живописью, художник должен был иметь академическое образование, досконально знать античное искусство. А у Хогарта никогда не хватало терпения для тщательного обучения. Напротив, с юных лет он привык рисовать по памяти и лишь иногда делал для себя беглые зарисовки, по которым впоследствии восстанавливал увиденное. Большую проблему для Хогарта представлял выбор сюжета для исторического полотна. Предполагалось, что художник должен взять из истории какой-то факт, придать ему героическое звучание и создать идеальный образ. Но абсолютно все это было чуждо Хогарту, привыкшему смотреть на окружающий мир глазами человека современного - трезво, с долей иронии. Поэтому творческому видению художника как нельзя лучше отвечала именно гравюра. Если внимательнее изучить гравюры Хогарта, можно обнаружить их тесную связь с гравюрами, широко распространенными в Северной Европе, особенно в Голландии и Фландрии. На них художники не стремились отразить реальную жизнь. Напротив, дав волю фантазии, они создавали причудливые миры, отсылая зрителя к известным литературным источникам и произведениям искусства. Публика, скупавшая эти гравюры, с восторгом искала зашифрованные детали, находила и с жадностью "прочитывала" тайное послание художника.

Большинство картин из знаменитых серий Хогарта "зашифровано" таким же образом. Например, на картине "Триумфальное шествие" есть указания на популярные поговорки "Слепой ведет слепого" и "Гордому больнее падать". Картина "Поход в Финчли" - пародия на хорошо известный сюжет "Выбор Геркулеса" (о том, что это за выбор, сообщают листовки и журналы в руках стоящих на переднем плане женщин). Свои сюжеты Хогарт любил приправлять пикантными комическими деталями. В серии "Модный брак" художник так расположил изображенные картины, что кажется, будто они рассматривают своих хозяев, дивясь их глупости. В "Триумфальном шествии" абсурдность ситуации подчеркивается карикатурными фигурами трех слуг, которые несут продукты для закуски в дом избранного кандидата.

Сюжеты для своих сатир Хогарт черпал из наблюдений за всеми слоями общества. Прежде художники-карикатуристы изображали глупцами в основном простолюдинов. Но Хогарт не щадит никого. Его мишенями становились все те, в чьих поступках он видел порок.

Еще одним источником вдохновения для художника являлись литературные источники. Огромное впечатление на Хогарта произвела пьеса Джона Гея "Опера нищего", а также новеллы английского писателя Генри Филдинга (1707-1754), одного из ближайших друзей художника, так что многие называли работы Хогарта иллюстрациями к романам Филдинга "История Тома Джонса, найденыша" и "Джозеф Эндрьюс".

Свои морализаторские идеи Хогарт воплощает очень натуралистично. Это особенно ярко видно в серии "Модный брак", где переданные на полотнах сценки скорее напоминают не традиционную живопись, а театральные действа. В своих "Автобиографических заметках" художник отмечал: "Я стремился использовать полотно как театральные подмостки... В композициях, одновременно забавных и поучительных, я хотел показать нравы, характерные для большинства представителей высшего общества".

Хогарт был на самом деле увлечен театром, и это отразилось на всем его творчестве. Достаточно внимательно рассмотреть работы серии "Выборы", перегруженные фигурами и деталями. Театральные мотивы заметно ослабли лишь в поздних произведениях художника. Скорее всего, на Хогарта повлияли те затруднения, которые он испытывал при попытках продать свои полотна, ведь публика, охотно покупавшая его гравюры, упорно не желала признавать в нем живописца. В результате, так и остался недооцененным по достоинству талант художника.

В отличие от большинства своих коллег Хогарт все любил делать своими руками. Он никогда не покупал готовые холсты, предпочитая грунтовать их самостоятельно, и, как правило, делал это с помощью черного и белого мела, смешанного с умброй и льняным маслом. Грунтовка получалась серого цвета. Ему нравилось самому смешивать краски, которые он держал в специальном ящике с пятьюдесятью четырьмя ячейками - по одной для каждого цвета. Он долго экспериментировал, отыскивал "чистейшее из масел", которое не желтеет со временем. Хогарт придирчиво следил за состоянием своих полотен, и если какое-нибудь требовало реставрации, он всегда делал это сам, не поручая никому другому.

Что касается изобразительного материала, Хогарт, например, не любил драпировку, считая, что она только затрудняет восприятие сюжета. До нас дошло лишь несколько набросков художника, наиболее примечательны "Продавщица креветок" и две сцены из незаконченной им серии "Счастливый брак". Даже по этим скромным произведениям видно, что художник не начинал работу над картиной с четкого рисунка, а быстро намечал основные очертания густыми мазками и только на поздней стадии прорабатывал детали. Отличительной чертой живописной манеры Хогарта было то, что он стремился запечатлеть на картине в первую очередь движение и общее настроение, а потом - так привлекавшие и интригующие всех подробности.

Комическое преувеличение

Серии Хогарта - его "рассказы в картинах" - являются отличительной чертой творчества художника. Саму идею, предполагающую объединение нескольких полотен единым повествовательным сюжетом, уже можно назвать драматургической. Каждая серия, как и пьеса, имеет завязку, кульминационный момент и развязку, когда участь героев предрешена. А каждая картина - как отдельный акт, переходя от картины к картине, мы следим за драматическими столкновениями персонажей и переменой декораций. "Я веду себя по отношению к своим героям как драматург; картина - это моя сцена", - писал Хогарт. Сама по себе эта мысль не нова. Но оригинальность Хогарта заключается в том, что свои истории и своих персонажей он придумывал сам, создавая при этом обобщенные, легко узнаваемые типажи, решая актуальные моральные и этические проблемы, характерные для современной жизни. Целью художника было воспитывать зрителя - и он успешно справлялся с поставленной задачей.
Назад К списку картин