Ганс Гольбейн



Гольбейн. Портрет миссис Пембертон


Портрет миссис Пембертон (ок. 1535)



Портретные миниатюры
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Размеры портретных миниатюр позволяли рассматривать их, держа в руке, или, украсив драгоценными камнями и прикрепив к цепочке, носить на шее. Как правило, на них изображали близких людей. Если проводить аналогию, то их можно сравнить с сегодняшними семейными фотографиями, которые часто носят в бумажнике. До нас дошло более десятка портретных миниатюр, выполненных Гольбейном по приезде в Англию, - в качестве примеров приводим портреты миссис Пембертон и Анны Клевской (на след. стр.), четвертой жены Генриха VIII. В Англии к тому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, - он также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические тонкости работы, в этом жанре. Однако, как писал в начале XVIII века голландский художник Карел ван Мандер, "Гольбейн настолько превосходил Лукаса в рисунке, композиции и мастерстве, что его миниатюры затмили работы фламандца - подобно тому, как Солнце затмевает Луну". В сущности, в своих миниатюрах Голъбейн исповедовал всю ту же концепцию глубокого психологизма, что была характерна и для его "полноценных" портретов.

Назад К списку картин Биография Продолжение