Ганс Гольбейн



Придворный портретист

Ганс Гольбейн Младший - величайший в истории мировой живописи мастер портрета. Он учился в Аугсбурге, долгое время работал в Базеле, после чего перебрался в Англию и стал придворным портретистом короля Генриха VIII.

Ганс Гольбейн Младший родился в Аугсбурге, на юге Германии, приблизительно в 1497 году. Записей о точной дате рождения художника не сохранилось, поэтому ученым пришлось восстанавливать ее на основании более поздних свидетельств о жизни живописца. Он принадлежал к известной династии художников; другие ее значительные представители - отец Гольбейна Младшего, Ганс Гольбейн Старший, дядя, Зигмунд, старший брат, Амброзиус. Последний, тремя годами старше Ганса, отличался великими способностями, но, к сожалению, умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году).

Портрет Ганса Гольбейна Младшего. Автором этой миниатюры (ок. 1543) считается Лукас Хорнеболт. Гольбейн Старший, у которого первоначально учились Ганс и Амброзиус, имел все основания гордиться своими детьми. Об этой гордости говорят некоторые его работы. Около 1504 года он написал картину со сценами из жизни апостола Павла, включив в нее свой автопортрет с сыновьями. Еще один парный портрет детей представляет собой рисунок, сделанный серебряным карандашом, и датируется 1511 годом.

В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. В городе находилась одна из резиденций императора Максимилиана I, здесь жило много богатых семей, постоянно что-то строилось - новые дома, особняки, дворцы, церкви. Поле для художественной работы было огромным, и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски счастья в чужие края. Это, впрочем, не противоречило тогдашней традиции - "период странствий" считался необходимым для любого молодого художника. К концу 1515 года оба брата оказались в Швейцарии, в Базеле. Тогдашний Базель, с его знаменитым университетом и типографиями, отличался особой атмосферой, питательной для развития гуманистических идей. Ганс и Амброзиус, быстро став своими в местных интеллектуальных кругах, поначалу занимались книжной иллюстрацией. В 1516 году Гольбейн Младший выполнил более престижный заказ, создав парный портрет базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены - эта ранняя работа уже демонстрирует ту остроту глаза и твердость руки, которые не оставят художника до самой его смерти.

Между 1517 и 1519 годами Гольбейн работал в Люцерне, помогая отцу оформлять дом главы местного магистрата. До нас дошел лишь один фрагмент этой оригинальной росписи, хранящийся ныне в музее Люцерна. Некоторые исследователи жизни Гольбейна полагают, что в свои люцернские годы художник совершил путешествие через Альпы в Северную Италию, мотивируя это предположение очевидным эхом итальянской живописи эпохи Возрождения, звучащим в его творчестве. Аргумент этот не слишком серьезен. С работами ренессансных мастеров Гольбейн мог познакомиться и по многочисленным и доступным гравюрам, заполонившим в то время Германию и Швейцарию.

К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Выезжал он из города в этот период лишь однажды, совершив в 1524 году вояж во Францию. 25 сентября 1519 года Гольбейн вступил в городскую гильдию художников, а 3 июля следующего года получил официальное городское гражданство. Этому способствовала его женитьба на вдове дубильщика кожи Елизавете Шмит. Впоследствии у четы Гольбейнов родилось четверо детей - два мальчика и две девочки.

Нам почти ничего не известно о браке Гольбейна - как, впрочем, и вообще о его частной жизни. Писем художник, похоже, писать не любил, воспоминания современников о нем отрывочны и скудны, да и те, что есть, как правило, фиксируются на одних и тех же полуанекдотических историях, достоверность которых проверить невозможно. Так, например, утверждается, что в Базеле у Гольбейна была любовница, некая Магдалена Оффенбург, позировавшая для ряда его картин.

Уже в Базеле к Гольбейну пришла слава. Он в большом количестве получал заказы на выполнение алтарных образов, настенных росписей, книжных иллюстраций, витражей. Но был жанр, в котором он не знал себе равных, - это жанр портрета. Моделями для его портретов выступали самые разные люди - в частности, Эразм Роттердамский, переехавший в Базель в 1521 году. Общение художника и писателя скоро переросло в дружбу.

Резкий поворот в жизни мастера датируется 1526 годом, когда он решил переехать в Англию. Вновь пуститься в странствия любившего покой и комфорт Гольбейна заставили начавшиеся в Базеле столкновения католиков и протестантов. В ходе столкновений было сожжено несколько церквей, в огне погибли многие произведения искусства. На этом фоне Англия казалась тихой и преуспевающей страной, живущей под мудрым управлением сильного короля. Эразм, несколько раз посетивший Англию, был в восторге от увиденного и своими рассказами лишь укрепил Гольбейна в его стремлении сменить место жительства. Эразм же снабдил "путешественника" рекомендательными письмами к своим влиятельным лондонским друзьям.

Самым известным из них был Томас Мор, великий гуманист и государственный деятель. В 1529 году, после своего избрания канцлером, он стал вторым (после короля) человеком в стране. Приехав в Лондон, Гольбейн поселился у Мора, вскоре написав групповой портрет его семьи, первый неформальный групповой портрет в истории европейской живописи. К сожалению, подлинник картины погиб во время пожара 1752 года, однако она сохранилась в многочисленных копиях.

Многие известные и богатые англичане того времени позировали Гольбейну, перед ним открывалось широчайшее поле деятельности, но в 1528 году художник неожиданно возвратился в Базель - вероятно, опасаясь потерять базельское гражданство. На заработанные в Англии деньги он купил дом. В Базеле были рады возвращению живописца - тут же последовал заказ на выполнение больших фресок для ратуши, потом - другие престижные заказы. Но Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно - за годы его отсутствия религиозные страсти здесь еще более разгорелись. В 1532 году он (и на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.

Тем временем в Англии произошли важные перемены. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и совершил религиозную реформу (так как папа римский не подтвердил этот развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Т. Мор, будучи правоверным католиком, отказался присягнуть ему в этом качестве, в результате чего был обвинен в государственной измене и казнен. В немилость попали и многие другие, еще недавно влиятельные, люди, поддержавшие Гольбейна во время его первого визита в Лондон. В этой ситуации художник не растерялся и быстро нашел себе новых покровителей. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В 1533 году Гольбейн написал портрет Кромвеля, а не позже 1536 года занял место придворного живописца Генриха VIII. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл, в соответствии с художественной концепцией, созданной им и охватившей буквально все - от парадных костюмов до книжных обложек. Продолжал он свои труды и в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных.

Когда Гольбейн в 1538 году ненадолго посетил Базель, он был одет, как свидетельствуют мемуаристы, "в шелка и бархат". Однако к концу жизни художник запутался в долгах - виной тому, быть может, стало его пристрастие к дорогому вину и маленьким радостям свободной жизни, о чем тоже сохранились свидетельства. Из завещания художника следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Упомянутое завещание датируется 7 октября 1543 года; уже через месяц Гольбейн скоропостижно скончался - судя по всему, от чумы, эпидемия которой как раз в это время разразилась в Лондоне. Точная дата смерти великого художника и место его захоронения остались неизвестными.
К списку картин Продолжение