Орест Кипренский



Портрет А. А. Олениной


Портрет А. А. Олениной (1828)


Женские образы
Кипренский написал множество женских портретов - и на заказ, и просто из душевного порыва; все они образуют совершенно особую область его творчества. Поразительны их лирическая проникновенность, мягкость, глубокое понимание характера своих моделей. Женские образы Кипренского часто сравнивают с поэтическими образами Пушкина, как бы предвосхищенными художником. В этом есть свой резон - действительно, глядя на его женские портреты, невольно вспоминаешь пушкинских героинь. Но и более того, на некоторых наиболее удавшихся женских портретах, созданных Кипренским, изображены женщины, сыгравшие немалую роль в жизни Пушкина. На этой странице мы представляем две такие работы. Героиня "Портрета Н. В. Кочубей", 1813 (на след. стр.), дочь графа В. П. Кочубея, как полагают некоторые исследователи, под именем "Наталья I" открывает известный "Дон-Жуанский список" поэта, набросанный им зимой 1829-30 годов в альбоме Е. Н. Ушаковой. Другими словами, она, возможно, была первой, еще почти детской любовью Пушкина-лицеиста - самой романтической, самой трепетной любовью, какою и бывает всякая первая любовь. А на замечательном рисованном "Портрете А. А. Олениной" (вверху) Кипренский запечатлел дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств А. Н. Оленина, к которой, согласно ряду свидетельств, поэт сватался в 1827 году. Свадьба расстроилась по неизвестным причинам. "Ходит маленькая ножка, вьется локон золотой..." - это о ней, об Олениной, писал Пушкин.

Назад К списку работ Биография Продолжение