Куинджи



Куинджи. Березовая роща


Березовая роща (1879), Государственная Третьяковская галерея, Москва



    На VII Передвижной выставке 1879 года Куинджи показал три новые картины - это были "Север", "После дождя" и "Березовая роща". Все они обладали немалыми достоинствами, но больше всего похвал досталось именно "Березовой роще". Она поразила зрителей своей яркостью и радостным ощущением единения с природой. Любопытно, что этот шедевр послужил косвенным поводом выхода Куинджи из Товарищества передвижных художественных выставок. В газете "Молва" появилась анонимная статья, автор которой, имея в виду "Березовую рощу", укорял Куинджи в том, что он перезеленяет свои работы. Куинджи, узнавший, что этим автором является его коллега по ТПХВ М. Клодт, потребовал его удаления из Товарищества. Это требование оставили без внимания - в знак протеста Куинджи сам покинул объединение передвижников. Разумеется, это был лишь повод. Причины этого ухода были более глубоки - художник на рубеже 1870-80-х годов уже явно тяготился узкими рамками социального искусства. И представленный здесь шедевр - лучшее тому подтверждение.

    Работая над картиной, Куинджи немало времени потратил на поиски "идеальной" композиции - об этом свидетельствуют многочисленные эскизы. Они уточняли расположение деревьев, величину поляны, то место, которое занимает лес на заднем плане. Таким образом, это не "натурная" работа, в ней нет ничего от спонтанности и, если можно так выразиться, "естественности". Тщательная продуманность композиции, построенной не без оглядки на правила классического искусства, заставила некоторых критиков заявить, что этой картиной Куинджи провозгласил свое возвращение к академической живописи. Это не так, конечно. Цветовые решения "Березовой рощи", так поразившие ее первых зрителей, были вполне новаторскими; а до декоративности, заявленной здесь и выраженной в некотором уплощении изображения (этот прием Куинджи опробовал тремя годами раньше в "Украинской ночи"), искусству было еще добираться и добираться. Художник многое предвосхитил в своем шедевре - в частности, и будущие декларации так называемой "отрадной" живописи, апологетами которой выступили на рубеже XIX-XX веков В. Серов и К. Коровин.
    "Березовая" тема не отпускала Куинджи всю жизнь. Помимо представленной работы из собрания Третьяковки, в Русском музее хранится еще пять работ с идентичным названием. Две из них считаются законченными картинами. Особенно любопытен третий вариант - он был среди четырех картин ("Вечер на Украине", "Днепр", "Березовая роща", "Христос в Гефсиманском саду"), показанных Куинджи избранной публике в 1901 году и вызвавших разноречивые толки. Этот вариант имеет вертикальный формат и заметно близок к поискам художников-символистов начала XX века.

К списку картин Биография Продолжение