Искусство

История искусства

Куинджи



Куинджи. Украинская ночь


Украинская ночь (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва



До своей первой поездки за границу в 1873 году Куинджи, кажется, не сомневался в правильности выбранного им "передвижнического" пути. Впрочем, нет свидетельств и того, что, проехав Германию, Францию и Англию, он по-настоящему увлекся "новациями" современной западной живописи. Скорее, наоборот, - как отмечает Репин, встречавшийся с ним в Париже, французская живопись показалась Куинджи поверхностной. Вернувшись в Россию, он с еще большей страстью принялся писать "социально-критические" деревенские пейзажи. И все-таки какое-то опосредованное влияние, несомненно, было; западные художники заставили его сомневаться в том, что он делает в искусстве. Похоже, следующее заграничное путешествие (1875 года) было в этом смысле еще более "действенным". Результатом случившейся переоценки ценностей и стала "Украинская ночь" - вещь небывалая в тогдашней русской живописи. В этой работе художник нарушил все каноны критического реализма, вернувшись к романтизму - но не академическому, а обогащенному революционными техническими приемами. Это были поиски нового идеала. В 1878 году несколько произведений Куинджи экспонировались в отделе русского искусства на Всемирной выставке в Париже. И именно "Украинская ночь" вызвала особенные восторги.

Назад К списку картин Биография Продолжение