Искусство

История искусства

Куинджи



Куинджи. Радуга


Радуга (1900-05), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



"Радуга" - один из шедевров "позднего" Куинджи. Композиционно и тематически она чем-то напоминает его работу "После дождя", созданную за четверть века до нее, в "передвижнический" период. Но настроение этой картины - совсем другое, и эта "содержательная" смена прекрасно иллюстрирует эволюцию художественного мира Куинджи. Вектор этой эволюции условно можно обозначить как: от социальной критики -к поиску нового идеала (в сущности, этот вектор описывает и развитие всей тогдашней русской живописи). Существенно изменились за это время и художественные приемы, которыми пользовался Куинджи, - в "Радуге" он предстает непревзойденным мастером создания цветовых и световых эффектов. В этом произведении встретились сразу несколько любимейших мотивов русского изобразительного искусства - мотив хлебного поля, общий для многих коллег-современников художника, мотив дороги (Левитан, Шишкин), мотив радуги (вспомним хотя бы саврасовские "радуги"). Картина Куинджи не теряется на этом представительном фоне, она поражает почти мистическим проникновением в тайную суть мира - как, впрочем, и многие другие полотна живописца, написанные в последние годы его жизни. А прорывами в запредельное тогда грезило все отечественное искусство, и в этом Куинджи, несмотря на свой возраст, оказался очень современным (и своевременным!) художником.

Назад К списку картин Биография Продолжение