Искусство

История искусства

Куинджи



Куинджи. Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья


Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья (1882)



Городские пейзажи
Пейзажные предпочтения Куинджи очевидны - больше всего он любил изображать леса, поля, реки, море и горы. Но, вообще говоря, художник заранее себе никаких ограничений не придумывал. Этому он учил и своих учеников, которые донесли до нас живой голос мастера. Он уважал чужую мысль: "Каждый может думать по-своему, - говорил Куинджи. - Иначе искусство не росло бы". Но, уважая чужую мысль, он оставлял и за собой право на свободу выбора. Его считали непревзойденным в изображении лунных ночей и речной глади, но он - если вдруг влекло сердце-мог заинтересоваться и, казалось бы, совершенно "чужими" для себя темами. Например, взглянуть в окно своей квартиры и приняться писать виды Васильевского острова - эти виды хранятся ныне в Русском музее под все объясняющим названием "Вид из окна квартиры Куинджи в Петербурге на углу 6-й линии и Малого проспекта Васильевского острова". Или изобразить зимние городские крыши, чем-то напоминающие саврасовские опыты в этом жанре, - эта работа 1876 года ("Крыши. Зима"), отличающаяся пристальным интересом к увиденным сквозь влажный воздух предметам (на след. стр.). Впрочем, более известны (не считая раннего "Вида Исаакиевского собора при лунном освещении", 1869, исполненного в соответствии с академическими канонами) пронизанные ярким солнцем московские пейзажи Куинджи - такие, как "Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья" (вверху).

Назад К списку картин Биография Продолжение