Искусство

История искусства

Фредерик Лейтон



Классицизм по-английски

Стиль Лейтона довольно часто называют академическим, однако в действительности он весьма далек от сухой академической манеры.

Творческая судьба Лейтона сложилась счастливо. Его удачливость вызывала много завистливых комментариев и косых взглядов со стороны его коллег. У него было все, что только может пожелать простой смертный, - официальное признание, богатство, влиятельные друзья, почетные должности. В его доме собирались сливки тогдашнего общества. Первым из всех британских живописцев он удостоился титула барона.

Увы, незадолго до смерти художника интерес к его творчеству стал угасать. Его манеру вдруг нашли несколько старомодной. Казалось, картины его уходят в прошлое, подобно викторианской эпохе, живописным символом которой они были. На протяжении всего двадцатого столетия о Лейтоне вспоминали мало. А если и вспоминали, то как о "живописце Ее Величества", "сухом академисте". Известность его померкла в лучах славы прерафаэлитов и символистов.

Но время все расставляет по своим местам. К концу XX века искусствоведы обнаружили, что ярлык "академист" вовсе не объясняет сути творчества Лейтона. Оно оказалось намного сложнее и глубже.

Своею репутацией художника-академиста Лейтон обязан, прежде всего, некоторым особенностям собственной "живописной кухни".

Во-первых, подбирая сюжеты для картин, он обыкновенно обращал свой взгляд к Священному Писанию или мифологии (что казалось молодому поколению безнадежно устаревшим). Впрочем, далеко не все свои сюжеты он заимствовал из этих "устаревших источников" - вспомним, например, его замечательный по выразительности "Пылающий июнь".

Во-вторых, несомненную приверженность Лейтона к академической школе критики видели в слишком тщательной проработке композиции, прорисовке человеческих фигур. Перед тем как перейти к холсту и краскам, он непременно делал полномасштабный этюд будущей картины (не считая полусотни набросков), который затем переносил по квадратам на холст. В работе маслом художник был столь же ответственен, как и в работе над подготовительными рисунками. Каждое свое полотно он писал сначала в монохромной гамме. При этом все человеческие фигуры на данном этапе изображались обнаженными. Существует фотография "Плененной Андромахи", сделанная на "монохромной" стадии работы. В 1895 году она была помещена в журнале "Иллюстрированные хроники".

Затем Лейтон переходил к одеждам и драпировкам. Иногда, чтобы лучше изучить складки ткани и эффекты освещения, он использовал небольшие глиняные фигурки, "одевая" их в полоски влажного муслина. Эта кропотливая работа могла продолжаться очень долго.

Только после всех этих подготовительных штудий Лейтон приступал к "собственно живописи". Подобная "медлительность" тоже служила поводом для насмешек. Как и то, что Лейтон всегда покрывал свои картины лаком.

Но мастер обращал очень мало внимания на недружелюбные высказывания по поводу его творческого метода. Он шел своим путем - не быстрым, но верным. И даже не без гордости подсчитывал иногда, сколько именно набросков он сделал для той или иной картины. Так, например, все та же "Плененная Андромаха" потребовала 59 рисунков и этюдов. Работа над полотном заняла два года. Нужно сказать, что далеко не все художники-академисты следовали "лейтоновским стандартам". Вряд ли вообще в Великобритании нашелся бы еще хоть один живописец, у которого хватило бы сил на то, чтобы соревноваться с Лейтоном в терпении и прилежании.

Манера Лейтона стала выходить из моды к концу девятнадцатого столетия. Все чаще живописцу приходилось слышать упреки в "сухости", "отсутствии спонтанности". Однако недоброжелатели не удосуживались внимательнее взглянуть на картины мастера и увидеть, что все они буквально испещрены поправками, внесенными во время работы. То, что Лейтон умел их скрыть от взгляда неопытного зрителя, можно лишь вменить ему в заслугу.

Словом, неверно было бы рассматривать творчество Лейтона, как нечто раз и навсегда застывшее в рамках академического канона. Да, техника, которой владел художник, требовала фундаментальной подготовки, но он был вовсе не чужд новых течений в живописи. В некоторых его работах отчетливо слышится прерафаэлитское эхо, иные - навеяны художественными поисками символистов.

Правда, выбирая сюжеты, мастер чаще всего оставался в рамках "классического репертуара", отдавая предпочтения сценам из мифологии или из Библии. Но он почти всегда уходил от традиционного толкования этих сцен, проявляя недюжинную изобретательность и смелость.

В любом случае, при выборе сюжета Лейтона гораздо более волновал не сам сюжет, а то настроение, которое можно создать с его помощью. Так, например, в своем знаменитом "Саде Гесперид" он совершенно игнорирует событие, делавшее этот миф столь популярным среди живописцев, - похищение золотых яблок Гераклом. Три Геспериды, полулежащие под деревом, показаны как бы вне времени и пространства. Зрителю невозможно представить, что здесь, в этом земном раю, вообще возможно какое-то событие - сама сладостная, недвижная и "внесобытийная" атмосфера как бы противоречит этому. Скорее всего, именно этот "настроенческий подход" нередко уводил Лейтона в сторону от сюжетных работ. "Пылающий июнь", "Песни без слов" - примеры такого ухода.

Что касается "цеховых" связей Лейтона, то более всего были близки ему художники-эстеты Уотс и Мур. В 1880-х годах он даже предпринимал попытки (увы, безуспешные) помочь последнему стать членом Королевской Академии.

Весьма дружелюбно относился мастер и к творчеству некоторых художников нового поколения. Это тем более удивительно, что почти никто из мэтров не принимал их всерьез, а сами они нередко разражались гневными тирадами в адрес Лейтона и всех без разбора академиков. Правда, некоторые из них все же понимали значение его живописи и видели в ней не только "сухой официоз". Например, Обри Бердслей упомянул о нескольких картинах Лейтона в "Желтой книге" (1894), а Уолтер Сиккерт с восторгом отозвался в одной из своих статей о полотне Лейтона "Летняя луна". Он говорил: "Теперь я прихожу к мысли, что путь, указанный Лейтоном в этой картине, - единственно верный для любого начинающего художника, который мечтает стать настоящим мастером".
Назад К списку картин