Левитан



Левитан. Вечерний звон


Вечерний звон (1892), Государственная Третьяковская галерея, Москва



Год создания этой работы - один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. "Вечерний звон" - одна из них. Ее жанр можно определить как "церковный пейзаж" - таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по "мотиву" - "Тихая обитель", появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков. И там, и здесь "моделью" для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца. Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, еще раз вернулся к этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном взгляде становится понятно, что изменилось сама "населенность" пространства картины. Если "Тихая обитель" являла собой некий застывший образ "русской благодати", ее символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины предельно конкретно, как предельно конкретны, ее реалии - дорога, хранящая тепло ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, живые детали пейзажа. И все это необыкновенно характерно для переживаемого Левитаном творческого этапа. А к "символизму" он еще вернется в конце жизни - на новом витке своей эволюции.

Назад К списку картин Биография Продолжение