Искусство

История искусства

Левитан



Левитан. Владимирка


Владимирка (1892), Государственная Третьяковская галерея, Москва



У этого едва ли не единственного в творчестве Левитана "социального" пейзажа довольно любопытная история. Левитан и С. Кувшинникова, помимо любви к искусству, отличались еще одной страстью - страстью к охоте; в этом, кстати, многолетняя спутница художника ни в чем ему не уступала. Охотясь однажды во Владимирской губернии, они, долго проплутав по лесу, вышли наконец на столбовую дорогу. Присели отдохнуть у деревянного голубца с иконкой. И вдруг Левитан воскликнул: "Да ведь это та самая Владимирка, по которой уже сотню лет люди идут в Сибирь!" Так родился замысел, вскоре претворившийся в этот шедевр. В сущности, полотно представляло собой еще один чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь. У картины оказывалось двойное дно - быть может, именно поэтому она была столь любима представителями "критически мыслящей интеллигенции". Но не единожды растолкованная политическая "революционность" этой работы не умаляет ее ценности - это еще один пронзительный образ русской земли.

Назад К списку картин Биография Продолжение