Левитан



Левитан. У омута


У омута (1892), Государственная Третьяковская галерея, Москва



У этой картины Левитана есть долгое литературное и фольклорное эхо. Летом 1891 года художник и С. Кувшинникова приехали вместе с Ликой Мизиновой, близкой знакомой А. Чехова, погостить в тверское имение ее дяди - Н. П. Панафидина. Поблизости располагалось Берново, имение Вульфов, друзей Пушкина. Пушкин бывал в Бернове. Здесь он услышал рассказ о дочери мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил ее возлюбленного в солдаты. Это предание стало толчком к написанию знаменитой пушкинской "Русалки". Левитану показали легендарный мельничный омут, художник загорелся писать его. Этюд он писал тут же, для работы над полотном ему отвели большой зал в старинном доме. Так родилась эта картина - странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами. Омут - сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна -несчастной ли любви, страшного ли преступления, встречи ли с тем, что недоступно пониманию. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния. "У каждого в жизни был свой омут", - говорил Левитан своей спутнице. Он уловил это тревожное настроение и выразил его живописными средствами. Это было его кредо: "Природу украшать не надо, - утверждал художник, - но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей".

Назад К списку картин Биография Продолжение