Искусство

История искусства

Левитан



Левитан. Озеро


Озеро (1899-1900)



Вода
Реки, разливы, озера - огромная тема в творчестве Левитана. Обширна тут и география - подмосковные ручьи, Волга, озера Тверской губернии, Крым, Финляндия, Ладога... Левитан очень любил воду, она была как бы родной его душе, была близка ей - своей переменчивостью и непостоянством, своей способностью, подобно зеркалу, удваивать изображение, своей "отзывчивостью" на внешние воздействия - будь то солнечный свет или ветер. Почти все шедевры художника так или иначе связаны с образами воды. К ряду шедевров середины 1890-х годов, отличавшихся яркостью красок и мажорностью общего звучания, относится, например, картина "Весна - большая вода", 1897 (на след. стр.), на которой художник изобразил яростный весенний разлив, пропустив его - как чудится - через собственную душу. И последнее (незаконченное) полотно Левитана, его завещание, одна из вершин его творчества, связано с водой - это "Озеро" (вверху). Это предельное левитановское обобщение, на что указывает хотя бы то, что живописец намеревался назвать его - "Русь", стремясь к максимальному синтезу всего того, что мыслилось ему ярким выражением национальной уникальности. От этого названия он в конце концов отказался, опасаясь непо-силъности поставленной перед собой задачи, и, тем не менее, даже в таком, незавершенном, виде картина поражает своим симфонизмом (озеро, прозрачное небо, косогор, мирные дома на нем, белый храм, отражающийся в воде) и точностью художнического взгляда.

Назад К списку картин Биография Продолжение