Искусство

История искусства

Левитан



Левитан. Осень. Мельница. Плес


Осень. Мельница. Плес (1888)



Времена года
Левитан был очарован природой в любое время года; времена года являлись для него как бы сменой ее, одежд, не меняющей, по существу, ее лица, но при этом в новом освещении, в новых декорациях подчеркивающих те или иные ее особенности. Впрочем, и в этом случае левитановские предпочтения определить несложно - у него очень немного зимних пейзажей (их можно по пальцам пересчитать, и это, в основном, эскизы), чуть больше - летних, гораздо больше - весенних ("Ранняя весна", 1898 (на след. стр.) - один из них). Но очевидное первенство в этом списке держит осень, предстающая у Левитана в самых различных образах.
По разным оценкам художник написал около ста осенних картин - таких, как "Осень. Мельница. Плес" (вверху). Осень близка ему своей переменчивостью, "сломленностъю", печалью, ной-одновременно - своей бравурностью, яркостью красок, отчетливостью форм. Это самая "настроенческая" пора в году. Отметим, что своей влюбленностью в осень Левитан вполне отвечал сложившейся традиции, к которой принадлежали и Пушкин, и Тютчев, и многие другие русские гении.

Назад К списку картин Биография Продолжение