Левитан



Левитан. Свежий ветер. Волга


Свежий ветер. Волга (1895)



Атмосферные явления
Завершая рассмотрение характерных для левитановской симфонии тем-"мотивов" (хотя наш список получился неполным - в него не вошли такие важнейшие для художника темы, как дорога, русская деревня, тишина и пр.), отметим то, как он изображал "атмосферные явления". Они, как и везде у Левитана, не являются застывшими "знаками", но всякий раз одушевлены тем или иным настроением самого живописца. Это касается, например, дождя - если в ранних подмосковных пейзажах Левитана дождь всегда "рифмовался" с унынием и некоей слезливостью, то на Волге он научился ценить тихие дожди, почувствовал в них особенную красоту. Эта перемена отношения зафиксирована в работе "После дождя. Плес", 1889 (на след. стр.). Увидев это полотно, Чехов сказал художнику: "Ты знаешь, на твоих картинах даже появилась улыбка". Кстати, это одно из немногих чисто пленэрных произведений Левитана - он написал картину за четыре часа, стремясь зафиксировать редкое освещение, которое могло в любой момент исчезнуть. Разным у художника бывает и ветер: тоскливым, печальным, грозным, радостным. В последнем качестве ветер стал героем левитановской работы "Свежий ветер. Волга" (вверху), относящейся к циклу его мажорной лирики 1895-96 гг.

Назад К списку картин Биография Продолжение