Левитан
Свежий ветер. Волга (1895)
Атмосферные явления
Завершая рассмотрение характерных для левитановской симфонии тем-"мотивов" (хотя наш список получился неполным - в него не
вошли такие важнейшие для художника темы, как дорога, русская деревня, тишина и пр.), отметим то, как он изображал "атмосферные
явления". Они, как и везде у Левитана, не являются застывшими "знаками", но всякий раз одушевлены тем или иным настроением самого
живописца. Это касается, например, дождя - если в ранних подмосковных пейзажах Левитана дождь всегда "рифмовался" с унынием и
некоей слезливостью, то на Волге он научился ценить тихие дожди, почувствовал в них особенную красоту. Эта перемена отношения
зафиксирована в работе "После дождя. Плес", 1889 (на след. стр.). Увидев это полотно, Чехов сказал художнику: "Ты знаешь, на твоих
картинах даже появилась улыбка". Кстати, это одно из немногих чисто пленэрных произведений Левитана - он написал картину за четыре
часа, стремясь зафиксировать редкое освещение, которое могло в любой момент исчезнуть. Разным у художника бывает и ветер:
тоскливым, печальным, грозным, радостным. В последнем качестве ветер стал героем левитановской работы "Свежий ветер. Волга"
(вверху), относящейся к циклу его мажорной лирики 1895-96 гг.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер