Лоррен



Лоррен. Отплытие царицы Савской


Отплытие царицы Савской (1648), Национальная галерея, Лондон



Этот морской пейзаж Лоррена является парной картиной к "Пейзажу со сценой бракосочетания Исаака и Ревекки". Тернер был настолько восхищен этими двумя работами Лоррена, что, передавая в дар Национальной галерее два своих пейзажа, поставил непременным условием дарения то, что они должны висеть между ними.
В этом шедевре Лоррен создает идеальный мир, полный тонких световых эффектов, драматичных контрастов и глубоко продуманного движения. Солнечный свет здесь доминирует, связывая отдельные элементы полотна в гармоничное целое. Солнечные лучи отражаются от водной глади, плавно меняя свой цвет в пространстве, очерченном берегом и горизонтом. Солнечные блики играют на одежде стоящих на пристани людей. Ослепительно яркий свет подчеркнут жестом юноши, написанного на переднем плане. Он вскинул руку, ладонью защищая глаза от слепящих лучей.

Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ. В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в "неморских" работах художника). При этом взгляд зрителя как бы "отбрасывается назад", к горизонту.
По-настоящему новаторским здесь является изображение солнца. Оно расположено точно посередине холста и является композиционным центром картины. На фоне ослепительно яркого неба четко выписаны архитектурные детали.
Мастерство Лоррена в создании атмосферных эффектов, столь восхищавшее современников, проявляется в переходах тонов, которые становятся холоднее по мере удаления в перспективу. В "небесной" области теплых желтых тонов можно обнаружить отпечатки ладоней и пальцев художника. Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом - рукой, а не кистью.

К списку картин Биография Продолжение