Искусство

История искусства

Клод Лоррен (Клод Желле)



Мастер пейзажа

Клод Лоррен создавал на своих полотнах очарованный мир, залитый ярким средиземноморским солнцем. Мир, в котором люди и природа живут в счастливой гармонии друг с другом.

Лоррен был самым знаменитым художником-пейзажистом XVII века. И еще долго после его смерти (два века!) его популярность николько не шла на убыль. Джон Констебл, например, писал: "Это был самый выдающийся пейзажист за всю историю живописи, и он совершенно заслуженно получил столь высокое признание". До Лоррена пейзаж как самостоятельный художественный жанр только-только пробивал себе дорогу. Считалось, что изображать природу проще, чем фигуры, потому ему отводилась второстепенная роль. Однако Клод Лоррен поднял пейзаж на достойную высоту. И сделал это весьма изящно. Для того чтобы заинтересовать традиционно мыслящих заказчиков, он включал в пейзаж библейских или мифологических героев. Богатым заказчикам такое художественное решение пришлось по вкусу. Великолепные, тонко написанные полотна Клода Лоррена стали пользоваться все большим успехом и вскоре превратились в предмет роскоши, доступный лишь избранным ценителям искусства.

В зрелом возрасте Лоррен начал писать более строгие пейзажи, получившие название "классических" (или "идеальных"). Первым на этом поприще выступил итальянский художник Аннибале Карраччи (1560-1609). Самой знаменитой его работой признается "Бегство в Египет" (сейчас это полотно находится в галерее Дориа-Памфили в Риме), изображающее Святое Семейство на фоне величественного пейзажа. Творчество Карраччи оказало определенное влияние на формирование манеры Лоррена, хотя в начале своего художнического пути он отдавал предпочтение североевропейской художественной школе с ее традицией изображать природу живо и красочно. Чуть позлее Лоррен счастливо соединил в своем творчестве все лучшее, что имелось в обеих школах, добавив к этому собственное необыкновенное видение света, с помощью которого ему удавалось создавать в своих работах необыкновенное поэтическое настроение, неизменно восхищавшее ценителей прекрасного.

Среди пейзажистов, чьи уроки так или иначе воспринял Лоррен, следует отметить немца Адама Эльсхейме-ра (1578-1610) и фламандца Пауля Бриля (1554-1626). В творчестве первого Лоррену оказались, по-видимому, особенно близки световые эффекты, а высокая техника второго дала молодому художнику своеобразный эталон пейзажной живописи.

Учителя Лоррена, Агостино Тасси и Годфрид Вальс, были верны североевропейской традиции пейзажной живописи. Вальс не оставил после себя яркого следа, однако некоторые его работы обнаруживают тонкую наблюдательность и умение создать волнующую композицию из самых простых вещей - нескольких хижин или уходящей вдаль дороги. Тасси отдавал предпочтение динамичным сценам - главным образом, из портовой жизни. Некоторое время Лоррен находился под его влиянием. Например, самая ранняя из его датированных гравюр, "Буря" (1630), очень напоминает по настроению "штормовые" пейзажи Тасси.

Ранние работы Клода Лоррена весьма скромны по размеру, но в дальнейшем художник предпочитал писать большие полотна. Это логично - ведь картины должны были соответствовать тем роскошным залам, для которых их приобретали богатые коллекционеры. До нас дошло 250 полотен Лоррена. Художник писал медленно и вдумчиво, используя самые лучшие материалы с содержанием пигмента синего ультрамарина. Эту краску делали из лазурита, полудрагоценного камня, и она была не по карману большинству живописцев. Но именно она помогала Лоррену добиваться его удивительного синего цвета.

Почти на всех картинах Лоррен изображает фигуры людей и животных. В раннем творчестве человеческие фигуры чаще всего анонимны и одеты в современные костюмы. Однако, начиная с 1640-х годов, стиль художника становится все более пышным. Теперь его полотна населяют библейские и мифологические персонажи. По утверждению биографа Клода Лоррена, Бальдинуччи, эти фигуры часто писали за него другие художники, но если эти слова и верны, то применительно лишь к некоторым работам. Впоследствии Лоррен самостоятельно делал все наброски.

В отличие от своего друга Никола Пуссена, серьезно изучавшего античность, Лоррен не стремился к точному воспроизведению исторического антуража. Некоторые предметы он изображал, опираясь только на описания, почерпнутые из литературных источников. Сюжет был для него отправной точкой, которая помогала уловить настроение пейзажа.

В 1650-х годах в пейзажах Лоррена, залитых холодным светом зари или теплым закатным солнцем, появились особенные прозрачность и безмятежность. Художник стал "вытягивать" формы, а его палитра обогатилась серебристыми, создающими ощущение разлитого в пейзаже волшебства, цветами.

На протяжении всего восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков Лоррен оставался "королем" пейзажной живописи, Особой любовью работы художника пользовались в Великобритании. Английские лорды окружали свои замки парками, которые казались сошедшими с полотен великого живописца. Искусственные водоемы, "поэтично" подстриженные деревья, маленькие "классические" замки - всем этим парки аристократов были обязаны Клоду Лоррену.
В 1808 году две картины Клода Лоррена продали в Англии за фантастическую тогда сумму - 2600 фунтов стерлингов. Эти картины уступили в цене только "Сикстинской Мадонне" Рафаэля, проданной в 1754 году за 8500 фунтов стерлингов.

В конце XIX века популярность лорреновских работ сильно упала. В период между 1890 и 1928 годами любая картина Лоррена оценивалась в несколько сотен фунтов стерлингов. Интерес к творчеству художника возродился уже после окончания Второй мировой войны, когда Лоррена вновь признали одним из величайших художников в истории мировой живописи.

Уловивший дыхание природы

Лоррен может показаться неискушенному зрителю однообразным. Его композиционные приемы действительно оставались практически неизменными на протяжении всей жизни. Композиция всякой картины строится на жестких взаимоотношениях трех планов: "кулис", образованных деревьями или архитектурными формами; собственно пейзажного пространства - чаще это долина или морская гавань; и горизонта, где все сливается и растворяется в "празднике" света. Это как бы музыкальные вариации одной темы. Возможно, и так, но эти вариации обозначают напряженнейший путь поиска единственного "идеального" образа мира. Лоррен был сыном своего времени и верил в божественную мудрость жизни, открывающуюся нам, неразумным людям, в вечной красоте земной природы. Вот ее, природы, дыхание он внимательно и слушал. Улавливал. Чтобы вслед за ним уловили увидевшие его картины. Цитируем удивительное свидетельство биографа художника, Иоахима фон Зандрарта: "Лоррен старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости".
Назад К списку картин