Ян Алоизий Матейко



Мастер из Кракова

Полотна этого талантливого и трудолюбивого художника вызывали жаркие споры. Одни восхваляли их, другие - критиковали с пеной у рта. Но равнодушным картины Яна Матейко не оставляли никого.

Художник в мастерской краковской Школы изящных искусств (1891).     Ян Алоизий Матейко родился .23 июня 1838 года в Кракове в доме №41 по улице Флорианьской. Его отец, Франтишек Матейко (ополячившийся чех, учитель музыки), с большим уважением относился к прошлому польского народа и всеми силами стремился привить это уважение своим детям.

    Маленький Ян очень рано стал интересоваться историей, и это его увлечение поддерживал старший брат Франтишек, историк, доктор права (благодаря ему в доме всегда было множество книг). Он же, заметив, что Ян с большой не охотой посещает занятия в гимназии Св. Анны, убедил отца отдать его в Школу изящных искусств. И Франтишек оказался прав: здесь, в Школе изящных искусств, Ян стал учиться с завидным усердием. Более всего его увлекало изучение архитектурных памятников Кракова. Надо сказать, что страсть зарисовывать исторические сооружения осталась у Матейко на всю жизнь, а свои альбомы, испещренные этими зарисовками, он любовно называл "скарбником".

    В 1853 году Матейко втайне от учителей написал небольшую картину "Торжественная выдача Жолкевским братьев Шуйских на сейме в 1611 г.". Первое произведение художника еще очень далеко отстояло от совершенства - отсутствовал динамизм композиции, образы персонажей не были прорисованы достаточно четко. И все же картина нашла своего покупателя - антиквар Тафет купил ее за 30 гульденов. Матейко в это время не исполнилось и пятнадцати лет.

    По окончании Школы в 1858 году Ян Матейко получил государственную стипендию, которая позволила ему продолжить обучение в Мюнхене, а затем в Вене. Немецкого языка Матейко не знал и потому большую часть времени проводил в Пинакотеке. Он очень тяжело переживал разлуку с Польшей. Любовь к

    Кракову, к его улочкам и домам, где каждая стена, каждый двор были до боли знакомыми, милыми сердцу, вспыхнула на чужбине с новой силой. Кроме того, в Кракове оставались люди, близкие Матейко своим умонастроением, - скульптор Парис Филипини, писатель Михал Балуцкий, рисовальщик Артур Гроттгер, историк Йозеф Шуйский.

    В 1862 году Матейко создал первое из своих знаменитых полотен - "Станьчика". Эту картину считают выражением "идейного кредо" художника. На ней Матейко изобразил королевского шута, сидящего в тишине роскошных палат и размышляющего о будущем страны - в одиночестве, вдали от шумного веселья придворных. Отождествляя себя со Станьчиком, в котором поляки в то время видели символ патриотизма, художник придал ему портретное сходство с самим собой. Образ Станьчика появляется и в последующих работах Матейко - "Колоколе Зигмунта" и "Прусской дани".

    Январь 1863 года возродил среди поляков надежды на получение желанной независимости. На польских землях, входивших в состав Российской Империи, вспыхнуло восстание. Известно, что Ян Матейко хотел примкнуть к повстанцам, но почему-то не сделал этого. Достоверные свидетельства есть лишь о том, что он оказывал материальную помощь восставшим и поставлял оружие в лагерь Лангевича.

    Восстание закончилось полным поражением поляков. Под влиянием этих драматических событий Матейко изменил свой прежний замысел, согласно которому он хотел посвятить все свои картины славным и наиболее памятным датам истории Речи Посполитой. В письме своему другу Исидору Яблоньскому художник писал: "Я начну с ран". К концу апреля Матейко закончил "Проповедь Скарги". Эта тема появлялась у Матейко еще в ранних эскизах. В образе Петра Скарги, придворного казначея короля Сигизмунда III Вазы, и в его знаменитых проповедях Матейко видел пример страстного патриотизма, столь близкого ему самому.

    Работая над "Проповедью Скарги", Матейко отошел от того шаблона, которому обычно следовали живописцы XIX века, работавшие в историческом жанре. Художник стремился в одном отдельно взятом моменте показать развитие множества сюжетов, составивших данное историческое событие. Следуя своей идее, он поместил на огромный холст (224 х 397 см) исторических деятелей, которые в действительности никак не могли встретиться в это время в этом месте. Представленная на выставке в Париже в 1865 году "Проповедь Скарги" вызвала восторг публики и похвальные отзывы критиков, а ее автор удостоился золотой медали.

    После "Проповеди Скарги" все с нетерпением ждали от мастера нового произведения "в том же духе". И Матейко не замедлил оправдать ожидания общественности. Он обратился к еще одной печальной странице польской истории, написав картину "Упадок Польши". Здесь он изобразил участников заговора - виновников раздела страны и потери независимости. На выставке картина пользовалась невероятным успехом, но пресса встретила ее потоком критики. Знать почувствовала себя оскорбленной: в "Упадке Польши" Матейко показал многих аристократов изменниками, предателями. Художника обвиняли в исторических неточностях, высмеивали его натуралистическую манеру, говорили о нелепости, негармоничности его палитры. Члены жюри Всемирной Парижской выставки 1867 года этих недостатков, однако, не заметили и вновь присудили Матейко золотую медаль. А саму картину за 50 тысяч франков приобрел для своей коллекции император Франц Иосиф I.

    В 1864 году Ян Матейко женился на восемнадцатилетней Теодоре Гебултовской, с семьей которой он уже давно был дружен. Дора была девушкой очаровательной, но, как выяснилось вскоре, страдала психическими расстройствами. Ее болезненная мнительность, ревность, гневливый нрав доставили Матейко немало горьких минут.

    Самое печальное, что со временем припадки ревнивого бешенства стали случаться с Дорой все чаще. Однажды, не помня себя, она уничтожила свой портрет в подвенечном платье. В такую ярость ее повергло то, что Матейко без ее ведома написал портрет молодой и красивой племянницы - Стаей Серафиньской. В 1882 году художник даже был вынужден поместить жену на некоторое время в закрытую лечебницу. Семейные дела отнимали очень много сил. Денег не хватало, приходилось все время думать о заработке, так как, несмотря на неурядицы, семья постоянно разрасталась. В 1865 году появился на свет первый сын, Тадеуш, вслед за ним - две дочери, Хелена (1867) и Беата (1869), а в 1873 году - второй сын, Ежи.

    В 1869 году Матейко создал "Люблинскую унию", а в 1871 году - знаменитого "Батория под Псковом". В 1873 году в честь четырехсотлетия со дня рождения Николая Коперника художник написал картину под названием "Астроном Коперник, или Разговор с Богом". Годом позже он закончил работу над полотном "Колокол Зигмунта".

    В 1873 году Яну Матейко 35 лет, он находится на вершине славы. Из Праги ему пришло предложение возглавить местную Академию художеств, и тогда же, наперебой этому предложению, Школа изящных искусств Кракова тоже стала просить Матейко занять пост директора. Он принял последнее предложение.

    В 1875 году художник начал писать "Битву под Грюнвальдом". Работа над этой колоссальной картиной заняла три года. Варшавский банкир Давид Розенблюм купил ее еще до того, как она была завершена, за 45 тысяч злотых.

    В последующие годы Матейко создал целый ряд картин, в том числе "Прусскую дань" и "Яна Собеского под Веной" (картина была передана Ватикану в качестве дара польского народа). Умер Матейко 1 ноября 1893 года от преследовавшей его долгое время язвенной болезни желудка. Попрощаться с живописцем пришел весь Краков, проводив его в последний путь к месту погребения на Раковицком кладбище. В его честь прозвучали пушечные залпы и несколько ударов столь дорогого художнику Колокола Зигмунта.
К списку работ Продолжение