Искусство

История искусства

Джон Эверетт Миллес



Талант в угоду публике

Талантливый от природы, Миллес умел тонко чувствовать запросы современного ему британского зрителя. Благодаря этому ему удавалось создавать произведения, пользовавшиеся огромной популярностью, которые принесли ему не только успех, но и богатство.

Миллес был самым удачливым британским художником своего времени. Если не считать короткого периода, когда он в молодые годы подвергся суровой критике, вся его дальнейшая жизнь сложилась на редкость счастливо, а незадолго до смерти Миллес достиг наивысшего признания, когда был избран президентом Королевской академии художеств. Конечно, в значительной степени он обязан своему таланту, которым щедро одарила его природа, но большую роль сыграло и его умение угадывать потребности современного ему зрителя и немедленно откликаться на них.

В середине XIX века благодаря развитию печатного дела появилась возможность тиражировать картины в виде гравюр, и Миллес одним из первых по достоинству оценил открывшиеся возможности. Наибольшим тиражом - 600 000 копий - за считанные дни была распродана картина "Спелая вишенка", на которой изображена очаровательная девочка лет четырех-пяти. Полотно Миллес закончил в 1879 году, а вскоре появилась выполненная в пяти красках репродукция. Тогда многие художники поняли, что изданная огромным тиражом гравюра может принести гораздо больше денег, чем один проданный подлинник.

Иногда Миллеса обвиняли в том, что он разменивает свой талант, отдает его на потребу публике. Но художник никогда не заставлял себя делать что-либо намеренно, просто сам он был таким же простым человеком, как и его зрители, в меру сентиментальным, ценил радости семейной жизни и восхищался красотой природы и любого Божьего создания. В каждой его работе непременно есть и романтическая нотка, и интересная история, и красочные костюмы, - все, что обычно очень нравится рядовому зрителю.

Однако начинал Миллес свою карьеру с картин совсем иного содержания. Первая его работа, принятая на выставку Королевской академии художеств в 1846 году (художнику исполнилось всего 16 лет), - "Писарро, покоряющий перуанских инков". Это было большое и амбициозное полотно на историческую тему. В период участия в группе прерафаэлитов Миллес сконцентрировался на литературных сюжетах, тогда же он написал картину "Христос в родительском доме", которая подверглась самой жесткой критике в 1850 году. То была его единственная большая картина на религиозный сюжет и единственная в жизни неудача.

Сделав выводы, уже в начале 1850-х годов Миллес с успехом стал использовать для своих картин литературные и исторические сюжеты, открыв эту серию полотнами "Гугенот" (1851-52) и "Офелия" (1851-52). Между тем середину 1850-х годов в творчестве художника можно назвать промежуточным этапом, он отмечен несколькими картинами, которые скорее относятся к настроенческим, нежели к сюжетным. Самый яркий пример - "Осенние листья" (1855-56). В те же годы он написал странную для него псевдосредневековую сцену "Сэр Изамбра у брода" (1856-57) и мрачную картину "Долина успокоения" (1858-59), на которой изображены монахини, в вечерних сумерках копающие могилу.

Хотя Миллес называл "Долину успокоения" одной из самых любимых своих работ, он с большим трудом сумел продать ее, как, впрочем, и "Сэра Изамбру", поскольку обе эти картины казались современникам художника "слишком сложными". Миллес хорошо усвоил и этот урок и никогда больше не обращался к подобным сценам. Он взялся за то, что безусловно должно нравиться широкой публике. Между тем Миллес умел никогда не повторяться, но в то же время не останавливался на достигнутом. Если говорить о сюжетах, то он нашел для себя новую золотую жилу, сделав главными персонажами своих картин детей. Если же говорить о композиции, то художник постепенно начал избавляться от обилия мелких деталей, которыми перегружены его ранние полотна. Свободнее стала и манера письма Миллеса - отчасти это объясняется тем, что после появления семьи художнику нужно было рисовать быстрее, чтобы больше заработать. Как говорил сам Миллес: "Я теперь не могу позволить себе целый день корпеть над кусочком холста, который потом принесет мне всего пять шиллингов".

Еще свободнее стала его манера, когда он в начале 1870-х годов всерьез занялся портретной живописью. Миллес старался следовать традициям старых мастеров, копируя манеру письма Рембрандта, Веласкеса и великих британских художников-портретистов XVIII века Гейнсборо и Рейнолдса. Но даже отказавшись от былого пристрастия выписывать детали, Миллес не перестал гордиться своим мастерством: "Я могу с чистой совестью сказать, что ни разу в жизни не нанес на холст необдуманного мазка и всегда работал честно и упорно".

Коммерческое отношение художника к живописи уже при его жизни критики не раз осуждали. Работы Миллеса, вызывавшие восторг публики, осуждались еще сильнее, особенно некоторыми интеллектуалами, которые считали эти картины недостаточно утонченными. В 1878 году, например, новеллист Генри Джеймс сказал, что Миллес - это "художник, чьи работы напоминают сказку о злобной фее, явившейся на бал. Знаете, как зовут эту фею? - Вульгарность!". Шестью годами позже писатель Уильям Моррис в обозрении, посвященном летней выставке Королевской академии, картину Миллеса "Идиллия" (1884) - на ней изображены дети в исторических костюмах - назвал свидетельством "погубленной репутации, напрасно потраченной жизни, проданного и брошенного на ветер таланта".

Подобные разговоры стихли лишь после смерти художника, когда начали выходить книги, посвященные его творчеству. Однако после Первой мировой войны Миллес, как и многие другие художники викторианской эпохи, оказался забыт. На фоне модернистской живописи его работы стали казаться наивными и старомодными. Вспомнили о Миллесе только в начале 1960-х годов, когда во всем мире возродился интерес к искусству времен английской королевы Виктории. А после большой выставки картин Миллеса, которая прошла в 1967 году в Лондонской Королевской академии и в Художественной галерее Уолкер в Ливерпуле, о нем вновь заговорили как об одном из выдающихся мастеров, ярком представителе британской живописи.

Моменты истины

В начале своей художественной карьеры, еще в период "Братства прерафаэлитов", Джон Миллес стремился избавиться от тематической и стилистической скованности. Интуитивно он двигался к эстетике "искусства ради искусства" - концепции, освобождающей художника от условностей мнений и школ. Однако многие новации Миллеса были весьма сдержанно приняты в Королевской академии. Очень скоро художник предпочел вернуться к более умеренной и понятной большинству его покупателей повествовательной живописи. Вступив на путь официально признанного художника викторианской Англии, он совершенно отдалился от прерафаэлизма.
Назад К списку картин