Искусство

История искусства

Русская портретная миниатюра


Начало
О. Кипренский. Портрет поэта К. Батюшкова. Масло, картон. 1815.

В. Соколов. Портрет актрисы М. Савиной.	Акварель, цветной карандаш, бумага. 1876.

К. Новоселов. Портрет трех воспитанников Академии художеств. Акварель,  гуашь, кость. 1792.
В этом жанре работали и крупные живописцы - Н. Аргунов, В. Боровиковский, С. Щедрин, С. Зарянко, и мастера-граверы - Г. Скородумов и Н. Уткин, и акварелисты - П. Соколов, Н. Бестужев, М. Теребенев. Но было много мастеров, прославившихся исключительно как миниатюристы: А. Ритт, П. Рокштуль, П. Волков, П. Иванов, М. Зацепин, И. Григорьев. Большинство из них получило образование в Петербургской Академии художеств, но были и крепостные мастера, о которых мы знаем порой только имена.

Одним из самых замечательных художников по миниатюре был П. Иванов. Окончив курс академии по классу миниатюрной живописи, он затем сам возглавил его. Тонким мастерством отличается исполненный им портрет М. Сперанского, известного государственного деятеля, автора ряда законопроектов первой трети XIX века. Художник изобразил Сперанского в расцвете сил: на портрете ему 34 года, это человек в зените славы, умный, решительный, самоуверенный. Композиционно портрет построен свободно и изящно: фигура слегка смещена влево, а линия плеча и руки, держащей книгу, гармонично вписывается в овал.

Интересным миниатюристом первой половины XIX века был ученик П. Иванова И. Григорьев. В Эрмитаже хранится исполненный им портрет прославленного полководца М. Кутузова. В его основе лежал известный живописный оригинал художника Р. Волкова 1813 года. Популярность Кутузова после Отечественной войны 1812 года была столь велика, что его портреты часто повторялись живописцами, акварелистами, граверами.

А вот другое имя среди миниатюристов того времени - М. Зацепин, представитель плеяды талантливых крепостных художников. Мы знаем только, что он был крепостным графа Н. Шереметева и учился у живописца Н. Аргунова. В Эрмитаже находятся три его миниатюры - из них особенно интересен портрет генерала П. Ивелича, героя Отечественной войны 1812 года.

От школы русских миниатюристов неотделимо творчество П. Росси, итальянца по происхождению, многие годы прожившего в России, и П. Рокштуля, уроженца Курляндии, работавшего в Петербурге. Оба они профессиональные миниатюристы, творчество каждого было своеобразно. Миниатюры П. Росси отличает удивительная точность рисунка, безупречная моделировка форм, великолепное живописное мастерство в передаче фактуры тканей и аксессуаров. Его миниатюрами можно любоваться, как прекрасными драгоценными камнями.

Портреты работы П. Рокштуля были не менее популярны. Он создал свой тип миниатюры, напоминающий античные резные камеи. Чаще всего это профильные изображения на цветном фоне. Героям Рокштуля почти всегда свойственна романтическая приподнятость, душевная тонкость. К лучшим его произведениям относится хранящийся в Эрмитаже портрет А. Остермана-Толстого, героя Отечественной войны 1812 года, человека образованного, отличавшегося незаурядным умом и независимостью суждений.

Примеров замечательных работ русских миниатюристов из собрания Эрмитажа можно привести много, а изображаемые ими лица неотделимы от истории нашей Родины. Это и деятели общественной мысли XVIII века Н. Новиков и А. Радищев, и декабристы Н. Бестужев и А. Муравьев, известные полководцы и безымянные герои Отечественной войны 1812 года, знаменитые художники, писатели, актеры.

Миниатюрными росписями украшали изделия из фарфора, фаянса, стекла, дерева. Их вставляли в ювелирные изделия, в предметы быта, декорировали мебель. Вглядываясь в небольшие, мастерски исполненные портреты, мы с благодарностью вспоминаем имена их создателей.


Миниатюры:

О. Кипренский. Портрет поэта К. Батюшкова. Масло, картон. 1815.

В. Соколов. Портрет актрисы М. Савиной. Акварель, цветной карандаш, бумага. 1876.

К. Новоселов. Портрет трех воспитанников Академии художеств. Акварель, гуашь, кость. 1792.
Начало