Искусство

История искусства

Амедео Модильяни



Графика плюс цвет

Удивительная манера Модильяни особенно ярко проявилась в его ню и портретах. Именно эти работы, прежде всего, выдвинули его на ведущие позиции в искусстве XX века.

Творческий путь Модильяни оказался трагически коротким. Ему было отпущено совсем мало времени - большинство лучших его работ приходится на последнее пятилетие жизни. Этим объясняются и сравнительно скромные размеры его наследия, и некоторая узость в выборе тем - по большому счету, Модильяни работал лишь в двух жанрах (ню и портрет). Тем не менее, даже в столь щедрую на таланты эпоху, какой было начало прошлого века, он сумел не затеряться в общей "художественной" массе и заявил о себе как об одном из самых оригинальных и поэтичных современных живописцев. А созданный им стиль до сих пор не дает покоя многим художникам, провоцируя их (часто бессознательно) на подражания и повторения.

Хотя почти все сохранившиеся работы Модильяни созданы им во Франции, его творчество уходит своими корнями в Италию. Первый учитель Модильяни, средней руки мастер, но прекрасный педагог Гульельмо Микели, обучил его основам мастерства, стараясь развить при этом у своего ученика интерес к истории искусства. И Модильяни, прислушавшись к советам учителя, со свойственной ему во всем страстью принялся за изучение наследия великих мастеров итальянского Ренессанса - сначала по репродукциям, а затем по подлинникам, которые смог, благодаря своей матери, увидеть во Флоренции, Венеции и Риме. Работы титанов Возрождения произвели огромное впечатление на юного художника. В ряду его художественных "очарований" необходимо отметить Сандро Боттичелли, чьи великоленные обнаженные фигуры необыкновенно поразили Модильяни. Не обошел он своим вниманием и продолжателей этой новой для тогдашней живописи традиции, флорентийцев Джорджоне и Тициана.

Приезд Модильяни в Париж совпал с бурным периодом становления новых направлений в современной живописи. Он стал свидетелем скандального и вместе с тем триумфального шествия таких радикальных течений, как фовизм и кубизм. Модильяни искренне восхищался работами Пикассо, однако его последователем так и не стал. Запрограммированное движение от реального изображения к абстракции не соответствовало его собственным художественным устремлениям. Модильяни всегда предпочитал чистый рисунок и натуральный цвет, стремясь передавать на холсте всем понятные человеческие эмоции и чувства. Некоторое время он находился под сильнейшим влиянием постимпрессионистов - в первую очередь, Гогена и Тулуз-Лотрека; ранние его картины обнаруживают немало знаков учебы у них. Подобно многим своим сверстникам, молодой Модильяни был буквально потрясен ретроспективной выставкой работ Сезанна, устроенной в первую годовщину смерти художника, в 1907 году. От Сезанна Модильяни воспринял простоту композиции и гармонию цвета. Тонкие коричневые и голубовато-серые тона его полотен являются точной копией цветовой гаммы Сезанна.

Несколько лет своей жизни Модильяни посвятил скульптуре. Эта область давно интересовала художника - первые его попытки заявить о себе в качестве скульптора датируются 1902 годом. Именно тогда юный художник познакомился с крупнейшим скульптором XX века Константином Бранкузи. Это знакомство оказалось плодотворным - Бранкузи ввел Модильяни в "лабораторию" скульптуры. Большинство скульптур Модильяни представляют собой человеческие головы. В этих опытах впервые появляются удлиненные черты, ставшие впоследствии характерной чертой зрелого стиля художника.

Удлиненные формы Модильяни всегда вызывали повышенный интерес. Их происхождение по-разному объяснялось критиками. Некоторые из этих объяснений довольно анекдотичны - например, условно говоря, "алкогольное". Утверждали, что удлиненные формы есть результат алкогольных пристрастий художника, глядящего на женщин сквозь дно стакана или изогнутое горлышко бутылки. Между тем, подобные формы встречаются и у ренессансных мастеров, перед которыми преклонялся Модильяни, и на любимых им африканских масках. Африканскими масками не исчерпывались его художественные увлечения. Его также влекло к себе искусство Древнего Египта, занимали статуи островов Океании и многое другое. Впрочем, о прямом заимствовании тут речи не шло; если древние скульптуры и оказали влияние на манеру Модильяни, то лишь опосредованное. Модильяни принимал лишь то, что соответствовало его собственным поискам.

В свое "скульптурное" пятилетие художник написал всего около двух десятков картин, в то время как общее число его сохранившихся полотен приближается к 350-ти. Позже он забросил скульптуру. На вопрос "почему" можно отвечать только предположительно. С одной стороны, с началом мировой войны камень стал страшным дефицитом; с другой - здоровье Модильяни в это время оставляло желать лучшего. Возможно, занятия скульптурой стали просто непосильны для него. Резьба по камню - это тяжелый физический труд, а летящая при этом каменная пыль была противопоказана испорченным туберкулезом легким художника.

Как бы то ни было, но на живописную манеру Модильяни эти занятия наложили неизгладимый отпечаток. Зрелый стиль художника характеризуется простотой, монументальностью, умелым использованием светотени - все это делает изображенные на полотне фигуры почти скульптурными. Изменилась и его техника. Мазок стал более коротким, лепным, иногда растертым краем кисти. Как следствие этого, поздние вещи Модильяни отличаются большей твердостью линии и более насыщенным цветом.

Ню и портреты, написанные художником на закате жизни, знаменуют собой важную веху в истории современной живописи. Хотя последние портреты Модильяни несут следы эмоционального упадка (что не удивительно, если не забывать про то, как он в это время жил), они, тем не менее, сохраняют прозрачность и величественность, присущие мастерам Возрождения.

Но прижизненной славы это Модильяни не принесло. Его знал лишь узкий круг художников - таких же, как он, бескорыстно влюбленных в искусство. А это, как правило, при жизни денег не приносит. Да, Модильяни (как и многие его друзья) все-таки дождался безусловного признания, но это случилось уже после его смерти. За его картины, которые он отдавал за хлеб и вино, теперь платят умопомрачительные деньги; в картинных галереях они занимают самые почетные места, а о самом художнике написаны сотни книг. Обыкновенная история.

В погоне за человеческим лицом

Жизни всякого великого художника сопутствуют мифы. Модильяни не был исключением. Помимо воли "вспоминателей" о нем, создался образ совершенно беспутного человека, погрязшего в беспорядочных связях, пьянстве и наркотиках. Да, это все было. Более того, Модильяни осознанно работал на этот образ. Свои рисунки он подписывал "Моди", что подхлестывало любопытство к нему ("моди" в переводе с французского означает "проклятый"). Но было ведь и другое - не столь явное. Была поразительная эрудиция, было знание литературы, было увлечение философией (в его роду со стороны матери значится великий Спиноза). Для создания оригинального художественного мира богемного образа жизни явно мало. Тут требуется какое-то счастливое сочетание жизни, творчества, культуры, внутренней энергетики. Ну да, и судьбы. В Модильяни это сочетание случилось. Его мир - соединение, казалось бы, несоединимого. Традиции старых мастеров соединяются с откровениями новейшей живописи; отвлеченность, почерпнутая в опыте знакомства с примитивными культурами, соединяется с конкретностью изображения, с верностью человеческому лицу, человеческому характеру, конкретным человеческим эмоциям. Грация линейных силуэтов, тончайшие цветовые отношения, обостренная выразительность эмоциональных состояний создают особый мир портретных образов. В этом - весь Модильяни.
Назад К списку картин