Искусство

История искусства

Мурильо



Мурильо. Едоки дыни и винограда


Едоки дыни и винограда (ок. 1650). Старая Пинакотека, Мюнхен



   "Едоки дыни и винограда" относятся к лучшим картинам Мурильо. Здесь он попытался решить задачу, которую еще не ставил перед собой, - задачу изображения натуры при естественном освещении. Оба маленьких героя картины сидят на земле. Они погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к правому краю картины. Мы не слышим, о чем беседуют мальчики, не знаем их отношений, но автор столь зримо передает живописными средствами их разговор, столь рельефно рисует их характеры, что нам невольно кажется, будто мы давным-давно знаем этих оборвышей.

   "Хозяин положения" здесь, по-видимому, мальчик с дыней. Говорят нам об этом и его взгляд на приятеля - сверху вниз, - и слегка насмешливое выражение лица, а также и то, что дыня лежит у него на коленях (он "оделяет", второй же мальчик - принимает). На лице его товарища, напротив, написана нерешительность (кажется, он и немного младше своего "благодетеля"). Он, впрочем, пытается замаскировать ее, преувеличенно-щегольским жестом отправляя в рот кисть винограда.

   "Едоки дыни и винограда" предвещают собой рождение воздушного стиля Мурильо (стиля вапоросо), прославившего его. В "Едоках" он уже совершенно по-новому, сравнительно с картинами предыдущего периода, подходит к созданию свето-воздушных эффектов, но еще не вполне справляется с поставленными перед собою задачами. Мурильо, по-видимому, и сам чувствовал, что ему не удается достичь желаемой осязаемости света и воздуха. Он работал густым, пастозным мазком, требовавшим четких границ между атмосферным окружением и объемами. Естественно, "воздушности" такой мазок не способствовал.

   Впрочем, в "Едоках дыни и винограда" Мурильо сумел довольно оригинальным способом обойти это затруднение. Он разбросал по полотну пятна цветов и теней различной интенсивности. Эффект "пятнистости", созданный таким образом, успешно имитировал будущий воздушный стиль Мурильо,

   Необходимо отметить также особенную теплоту живописи Мурильо ("Едоки дыни и винограда" - одна из самых показательных в этом смысле картин), которая околдовывала многие поколения зрителей. Этих удивительных тонов мастеру удавалось достичь во многом благодаря грунтовке. В Севилье для ее изготовления использовали гончарную глину (из нее также делали и кирпичи), смешанную с льняным маслом и клеем. Такая грунтовка сообщала картине розовато-коричневый оттенок. Именно этот оттенок, кстати, позволяет с легкостью отличить севильские работы Диего Веласкеса, знаменитого соотечественника Мурильо, от его же мадридских полотен.

К списку картин Биография Продолжение