Искусство

История искусства

Мурильо



Мурильо. Вознесение Девы Марии


Вознесение Девы Марии (1670-е). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург



В 1670-е годы образ Девы Марии в творчестве Мурильо утрачивает теплоту, становится "обобщенно-теологическим". Художник показывает теперь Богоматерь не как прежде - молодой девушкой с притаенной грустью в глазах, трепетно прижимающей к груди Божественное Дитя, - а неким абстрактным божеством. Если раньше мастер шел по пути конкретизации образа Мадонны (каждая из его ранних Мадонн не похожа одна на другую и каждая, в то же время, напоминает нам уроженку Андалусии), то теперь он, напротив, стремится обобщить его, как бы отодвинуть Деву Марию от земных "сфер". Он возносит Ее на пьедестал, с высоты которого Она представляется зрителю далекой и, в сущности, безразличной к его мелким земным скорбям и радостям силой. Исключениями из ряда "безразличных Мадонн" являются, пожалуй, лишь "Мадонна-цыганка" и это "Вознесение Девы Марии", где Мурильо вновь возвращается к своей прежней стилистике. В последней работе Богоматерь, показанная живописцем в момент вознесения к неземному свету, опять предстает перед нами в образе юной девушки с наивным и доверчивым выражением еще почти детского лица. Доверчивость - и в раскрытых ладонях Девы Марии. Мягкое сияние, окутывающее Ее, придает Ее образу еще большую теплоту и выразительность.

Назад К списку картин Биография Продолжение