Василий Дмитриевич Поленов
Бабушкин сад (1878), Государственная Третьяковская галерея
Этот шедевр Поленова входит в своеобразную лирико-философскую трилогию, созданную в 1878-79 годах, - ее, помимо
"Бабушкиного сада", составляют картины "Московский дворик" и "Заросший пруд". Более того, с "Московским двориком" она перекликается
даже топографически: старый дворянский особняк, изображенный здесь, - это то же самое здание, что присутствует и в "Московском
дворике", но - "взятое" с другой стороны. Известен и его тогдашний адрес: дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского
переулков на Арбате. Вспоминая об эффекте, произведенном этой картиной, показанной на VII передвижной выставке в 1879 году,
поленовский ученик М. Нестеров говорил, обращаясь к учителю уже в советское время (на 80-летнем юбилее художника): "Вы с таким
молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей
родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок". Это было общее ощущение - ощущение предельной родственности и вместе с
тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при
этом удивительной цельности образа.
Поленов - один из создателей "пейзажа настроения" в русской живописи. Он шел по стопам А. Саврасова,
утверждая целую традицию, - в ней позже работало немало великолепных художников. Особенно прославился на этом поприще ученик
Поленова И. Левитан.
"Бабушкин сад" -типичный "пейзаж настроения". Эта особенность картины была чутко подмечена рецензентом
"Московских ведомостей", откликнувшимся на поленовские работы, которые экспонировались на VII передвижной выставке: "Такие
картины, - писала газета, - рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, "настроение", и составляют в живописи приблизительно то
же самое, что в поэзии составляет элегию".
Любопытно, что Поленов никак не нагнетает этого настроения; более того, не вносит в свою работу социальные
мотивировки, столь свойственные для творчества его коллег-передвижников. И это была его твердая позиция - искусство, по его мнению,
должно нести людям радость, звать к гармонии и некоторым образом заменять собой стремительно теряющую свое влияние церковь.
Тогдашний законодатель мод в искусстве, В. Стасов, ранее довольно подозрительно относившийся к творчеству только
что вернувшегося из-за границы Поленова и критиковавший его за "французистость", на этот раз выделил "Бабушкин сад" в числе лучших
вещей выставки, особенно отметив "свежесть тонов" поленовской живописи.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер