Василий Дмитриевич Поленов



Поленов. Бабушкин сад


Бабушкин сад (1878), Государственная Третьяковская галерея



    Этот шедевр Поленова входит в своеобразную лирико-философскую трилогию, созданную в 1878-79 годах, - ее, помимо "Бабушкиного сада", составляют картины "Московский дворик" и "Заросший пруд". Более того, с "Московским двориком" она перекликается даже топографически: старый дворянский особняк, изображенный здесь, - это то же самое здание, что присутствует и в "Московском дворике", но - "взятое" с другой стороны. Известен и его тогдашний адрес: дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Вспоминая об эффекте, произведенном этой картиной, показанной на VII передвижной выставке в 1879 году, поленовский ученик М. Нестеров говорил, обращаясь к учителю уже в советское время (на 80-летнем юбилее художника): "Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок". Это было общее ощущение - ощущение предельной родственности и вместе с тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной цельности образа.

    Поленов - один из создателей "пейзажа настроения" в русской живописи. Он шел по стопам А. Саврасова, утверждая целую традицию, - в ней позже работало немало великолепных художников. Особенно прославился на этом поприще ученик Поленова И. Левитан.
    "Бабушкин сад" -типичный "пейзаж настроения". Эта особенность картины была чутко подмечена рецензентом "Московских ведомостей", откликнувшимся на поленовские работы, которые экспонировались на VII передвижной выставке: "Такие картины, - писала газета, - рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, "настроение", и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегию".
    Любопытно, что Поленов никак не нагнетает этого настроения; более того, не вносит в свою работу социальные мотивировки, столь свойственные для творчества его коллег-передвижников. И это была его твердая позиция - искусство, по его мнению, должно нести людям радость, звать к гармонии и некоторым образом заменять собой стремительно теряющую свое влияние церковь.
    Тогдашний законодатель мод в искусстве, В. Стасов, ранее довольно подозрительно относившийся к творчеству только что вернувшегося из-за границы Поленова и критиковавший его за "французистость", на этот раз выделил "Бабушкин сад" в числе лучших вещей выставки, особенно отметив "свежесть тонов" поленовской живописи.

К списку картин Биография Продолжение