Искусство

История искусства

Василий Дмитриевич Поленов



На рубеже эпох

Поленов прожил долгую жизнь, став свидетелем художественных событий, неузнаваемо изменивших "ландшафт" русского изобразительного искусства. Этот прогресс был бы немыслим без его собственной новаторской работы.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Петербурге. Его отец, Дмитрий Васильевич, был историком, археологом, библиографом, активно участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, внучка архитектора Н. Львова, занималась в молодости портретом под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюллова), писала книги для детей. Атмосфера в родительском доме способствовала увлечению науками и искусством. Сестра Поленова, Елена, впоследствии тоже стала известным художником, она активно участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XX века.

С 1859 года Поленов учился азам мастерства у П. Чистякова, тогда еще студента Академии художеств. Чистяков был легендарной фигурой в русском искусстве второй половины XIX века - позже он стал профессором Академии, и через его руки "прошли" едва ли не все крупнейшие русские художники того времени, вспоминавшие о нем с неизменной благодарностью. Уже тогда Чистяков прочил своему ученику большое будущее: "Они колорист, - говорил он, - так составляют тона, что и мне не составить".

Десятилетним мальчиком родители привезли сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии - здесь произошла его первая встреча с природой, на всю жизнь сделавшая Поленова преданным ее служителем и обожателем. Отсюда в 1861 году юноша уехал учиться в Петрозаводск, а по окончании в 1863 году Петрозаводской гимназии - в Петербург. Его отец, вполне благожелательно относившийся к художественным интересам сына, тем не менее, считал, что тому следует получить какую-нибудь "положительную" профессию. В результате Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно стал посещать занятия в Академии художеств. Это был переломный год - именно тогда Академию в знак протеста против насаждаемого академизма покинул И. Крамской со своими учениками. Этот демарш можно считать датой рождения русской реалистической живописи. Позже Поленов вспоминал: "Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах..."

В натурный класс Академии Поленов перешел уже в качестве штатного студента. Что касается университета, то его Поленов тоже закончил, но уже по юридическому факультету, защитив в 1871 году диссертацию "О значении искусства в его применении к ремеслам" и получив степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину "Воскрешение дочери Иаира", - такой же медалью в том году наградили и выпускника Академии И. Репина. Медаль давала им обоим право на заграничную стажировку.

Четыре года (1872-76) молодой художник провел за границей - в Германии, Италии, Франции. Это было время самоопределения. Он познакомился с искусством импрессионистов, увлекся творчеством барбизонцев, в Венеции наконец-то увидел работы своего любимого Паоло Веронезе. Особенно плодотворным оказалось пребывание в Нормандии, в Вёле, где Поленов написал картины, в которых уже можно рассмотреть его будущие "интимные" пейзажи. Там, в Париже и Вёле, он близко сошелся с И. Репиным.

В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым. Художественная жизнь била вокруг Мамонтова фонтаном, этот вихрь увлек Поленова. "Я попал в такую круговоротную струю, - сообщал он из Рима Репину, - что о своем собственном аскетическом подвиге и забыл..." Забегая вперед, скажем, что с Мамонтовым художник был связан многие годы, став активнейшим участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве им написаны многие картины, там он оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере - уже профессиональные, сам писал оперы, впервые выступил как архитектор, предложив свой проект церкви Спаса Нерукотворного. В Абрамцеве он встретил и свою судьбу - в 1882 году Поленов женился на Н. В. Якунчиковой, двоюродной сестре Е. Г. Мамонтовой. Наталья Васильевна сама увлекалась живописью (в частности, она посещала занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества) и преданно разделяла художественные интересы своего мужа - ее изданная переписка с сестрой художника, Еленой Дмитриевной, предоставила в руки исследователей бесценный материал, касающийся истории многих картин Поленова.

Но вернемся в 1870-е годы. По возвращении в Россию в 1876 году художник отправился на войну - сначала на сербско-черногорско-турецкую, потом - на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем - императора Александра III). К слову, наследник живо интересовался творчеством Поленова, опубликованный каталог принадлежавших ему картин содержит немало работ художника - к сожалению, после 1930-х годов следы многих из них затерялись.

В 1877 году Поленов перебрался на жительство в Москву. 1878 год - рубежный для него. В этом году он (вместе с Репиным) стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году "Московский дворик", показанный на VI передвижной выставке, принес художнику славу, явив рождение в русской живописи нового жанра "интимного" пейзажа, органически вобравшего в себя элементы жанровой картины.

В 1881-82 годах Поленов, готовясь к созданию знаковой для себя картины "Христос и грешница", совершил свое первое путешествие на Восток, привезя из поездки массу эскизов, набросков, картин, поразивших ценителей свободной манерой исполнения и искрящимися красками.

В 1882 году Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Учащиеся души в нем не чаяли. "Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение". Двенадцать лет жизни отдал Поленов воспитанию молодых художников. Среди его ставших впоследствии знаменитыми учеников отметим К. Коровина (к нему Поленов относился наиболее нежно), И. Левитана, М. Нестерова, А. Головина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Малютина. В 1880-90-е годы были необыкновенно популярны поленовские акварельные и рисовальные вечера, организованные самим художником, его женой и Е. Д. Поленовой. Эти вечера с удовольствием посещала вся тогдашняя художественная элита.

В 1899 году Поленов совершил второе путешествие на Восток - ему требовался материал для создания грандиозной серии "Из жизни Христа". В 1909 году цикл был завершен и представлен зрителям. Эта выставка вызвала широкий резонанс и стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.

Последний период жизни и творчества (без малого сорок лет) Поленова связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой "Борок". В 1892 году он переехал в возведенный здесь по его проекту дом. В усадьбе художник устроил мастерскую, мечтая превратить саму усадьбу в "гнездо художников" и первый провинциальный общедоступный музей. В соседнем Бехове он построил для крестьян церковь, основал народный театр. В первые десятилетия XX века Поленов очень интенсивно занимался театром, с 1913 года работая в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.

Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему - в числе первых - звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.
К списку картин Продолжение