Поллок
Осенний ритм (Номер 30), (1950), Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Поллок "отменил" мольбертную живопись. Это была попытка кардинальным образом переосмыслить традиционный труд
живописца. Мастеру теперь не требовалось стоять перед холстом, заботясь о "выражении" действительности (пусть и невероятным образом
преломленной через зеркало души творца). Поллок сказал "нет" сюжетности, фигуративное™ и вообще изобразительности. Он расстилал на
полу огромные куски холста и, "отключив" сознание, "входил в картину" - становился с ней одним целым, почти в буквальном смысле.
"Осенний ритм" - с его завораживающим переплетением цветных линий, с его мерцающей прозрачностью и глубиной -
ярчайший пример новой эстетики, провозглашенной американским художником. Такие картины трактовали по-разному. Одни называли их
"бредом", другие видели в них развитие традиций, заложенных Пикассо (однажды Поллока назвали "растаявшим Пикассо") и Кандинским,
третьи обнаружили в них рождение "большого стиля большой страны", воплощение ее силы, свободолюбия, размаха.
Но остается проблема "понимания". Искусство не живет в безвоздушном пространстве, оно требует сочувствия,
ответа. Вопрос: как "понимать" подобное творчество? "Осенний ритм", несомненно, завораживает, как бы втягивает в себя зрителя,
влечет своей странной музыкой. И это уже есть ответ на поставленный вопрос. Картины Поллока помогают человеку обнаружить внутри
себя тайное, закрытое дневным сознанием, и поэтому не требуют традиционного "понимания" - они и открываются лишь на уровне этого
душевного "подполья", живущего своей жизнью в каждом из нас.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер