Пуссен
Пейзаж с человеком, умершим от укуса змеи (1648)
Пейзажи
Уже в ранних своих работах Пуссен часто использовал пейзаж как элемент заднего плана, однако лишь в 1640-е годы пейзаж стал
доминировать в его произведениях. В "Пейзаже с пораженным молнией деревом", 1651 (на след. стр.) художник изображает на переднем
плане бегущих от надвигающейся грозы людей. Они выглядят совсем крошечными на фоне скал и городских стен. Природа здесь подавляет
человека, он - ничтожен перед мощью разбушевавшейся стихии. Малы и незначительны люди и в работе
"Пейзаж с человеком, умершим от укуса змеи" (вверху). Личная трагедия человека теряется в идиллическом пейзаже. Природа не
замечает смерти. Солнце по-прежнему освещает дорогу и кроны деревьев, гладь водоема по-прежнему тиха и безмятежна. Пейзажи Пуссена
далеко не всегда написаны с натуры. Но, тем не менее, художник довольно часто ходил на натурные зарисовки - иногда вместе со своим
приятелем Клодом Лорреном, непревзойденным мастером "классического" ("идеального") пейзажа. Что касается концепции и формальной
гармонии, работы Пуссена и Лоррена схожи. Но они разительно отличаются манерой исполнения. Пейзажный стиль Пуссена жестче и
прочнее. В то время как Лоррен ищет нового освещения или способа передачи тех или иных атмосферных явлений, Пуссен стремится к
геометрической точности. Но, несмотря на различия, оба мастера стоят у истоков европейского классического пейзажа, которому
живописцы будут подражать на протяжении двух столетий.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер